I. Интервью с «Лучшим учеником МССМШ им. Гнесиных 2017 года»
Давидом Ружавинским
- Давид, в каком классе ты пришел в нашу школу и где учился раньше?
- Я поступил в 9 класс к Александру Андреевичу Бельскому. До этого учился в школе при колледже музыкально-театрального искусства Г.П. Вишневской. Педагогом моим был Илья Ильич Андрианов, который в свое время закончил РАМ им. Гнесиных у Александра Андреевича Бельского. Илья Ильич и меня к нему направил.
- Ты с самого начала занимался на контрабасе?
- В 1 – 3 классах я учился на виолончели, потом перешел на контрабас. Я ориентировался на контрабас изначально, но не было маленького инструмента. Когда мне было 6 лет, старший брат спросил меня, на чем я хочу играть. Он стал перечислять инструменты; я спросил его, что такое контрабас, и он ответил, что это самый большой инструмент. Я захотел играть именно на нем.
- Твой брат – музыкант?
- Да. Родители – не музыканты, но все мои пять братьев и две сестры занимаются музыкой. Старшие брат и сестра учатся в консерватории на виолончели и на скрипке; младшая шестилетняя сестра играет на фортепиано. Мама тоже в детстве училась в музыкальной школе, но профессиональным музыкантом не стала.
- Когда ты пришел в Гнесинскую школу, что тебе больше всего понравилось?
- Оркестр. Еще очень нравится играть на фортепиано. Я учился у Ольги Николаевны Ситниковой, а сейчас – у Владимира Михайловича Поколенко.
- Какие у тебя любимые композиторы?
- Их со временем все больше. Прежде всего, наверно, Рахманинов. А из композиторов, писавших произведения именно для контрабаса, назову Боттезини, Дитерсдорфа, Глиэра, Мишека, Шпергера. Среди любимых музыкальных впечатлений – медленная часть из IV симфонии Чайковского, II часть концерта Грига, I и III части ре мажорного концерта Гайдна для виолончели. Кстати, есть его переложение для контрабаса в ми мажоре, очень трудное, но при этом – с потерей некоторых музыкальных качеств музыки.
- У тебя уже большой репертуар?
- Пока нет. Из многих циклов я пока играл только отдельные части; впоследствии хочу играть их полностью.
- Какие качества ты больше всего ценишь в своем педагоге – Александре Андреевиче Бельском?
- Требовательность, профессиональную честность. Он всегда желает успеха в первую очередь своему ученику, а не себе. Выносливость, трудолюбие.
- А много ты сам занимаешься?
- По-разному. Чем ближе к цели – конкурсу или концерту – тем больше. Бывает, что пол часа, бывает – восемь.
- В каких конкурсах ты участвовал и к каким готовишься?
- Недавно получил первую премию на конкурсе в Петербурге. Этот конкурс проходил впервые, с 1 по 4 декабря. Я туда ездил со школьным контрабасом. Запомнилось то, что меньше играл, чем ходил по городу с контрабасом за спиной. Контрабасовые конкурсы – сложная вещь. Собираюсь дождаться самых больших, их меньше пяти, и они еще не скоро. ARD, Кусевицкого, Боттезини, Брадетича, Шпергера.
- В каких оркестрах ты играл?
- В «Гнесинских виртуозах», дважды ездил в Вербье. В нашем школьном оркестре меня привлекает то, что он играет сложный взрослый репертуар – например, до мажорную симфонию Шуберта. Запомнились гастроли – в составе оркестра я ездил в Италию, Германию, Латвию. Сейчас я уже не играю в оркестре, так как заканчиваю школу в этом году и готовлюсь к поступлению.
- В ансамблях участвуешь?
- Да, в двух. В одном играем Фореллен-квинтет Шуберта, в другом – третью часть сонаты Рахманинова для виолончели и фортепиано. Маша Зайцева играет на виолончели, а я – на фортепиано.
- Давид, желаю тебе успешного окончания школы и поступления
II. Интервью с заслуженным деятелем искусств РФ, заслуженным артистом РФ, профессором Александром Андреевичем Бельски
- Александр Андреевич, какие качества Вы отметите в своем ученике Давиде Ружавинском?
- Порядочность, надежность. Он хороший человек, на него всегда можно положиться, и он слово свое сдержит, не подведет. Это в нем заложили родители, его интеллигентная семья. Давид доброжелательный, понимающий ответственность, возложенную на него в определенный момент. Такие моменты бывали – например, во время поездки в Ригу ему пришлось играть на чужом контрабасе сольную виртуозную пьесу, требующую тонкой ювелирной работы. И он выдержал, справился – за один день освоил новый контрабас. Давид старается хорошо учиться по всем предметам, играет в школьных оркестрах – в «Гнесинских виртуозах», а также, когда просят, участвует в оркестре средних классов.
Помогает в организационных вопросах – берет часть моих забот на себя; например, создал группу и оповещает моих учеников о времени занятий; помогает перепечатывать ноты. В этом отношении с ним приятно и хорошо.
Не всегда у нас ровные занятия – бывает, он устает, и я рассержусь, и он заупрямится, но общими усилиями мы находим правильный путь.
Давид любит музыку. У него бывают иногда вкусовые заблуждения, но все это решаемо. Главное – это его трепетное, жертвенное отношение к занятиям. Он ухаживает за инструментом, на котором играет, как за дитем, и это мне очень нравится.
Мне кажется, он всем симпатичен и пользуется большим доверием и товарищей, и администрации. Например, простая вещь – вынести школьный контрабас. Но для этого надо написать заявление, получить разрешение; Давид все это делает аккуратно сам. Или возьмем его участие в конкурсе Cello-Bass. Он взял на себя много организационной работы – например, следил, чтобы открыли шлагбаум и впустили машины с контрабасами.
Его исполнительский уровень высок – он играет как выпускник вуза. В занятиях Давид проявляет настойчивость, ему помогают прекрасные музыкальные способности и подходящие физические данные. Хотелось бы, чтобы он со временем стал заметным исполнителем.
Конечно, надо работать в оркестре – ради оркестра и был изобретен контрабас. Н.А. Римский-Корсаков говорил, что контрабасы – это «мягкий ковер, по которому идет оркестр». Контрабасы в оркестре – «обертоновая подушка», дающая богатый мягкий звук. Но контрабас – и сольный инструмент, что дает для контрабасистов возможности развития. Достижения в сольном исполнительстве можно переносить и использовать и в игре в оркестре. Я мечтал бы, чтобы Давид содействовал прогрессу нашего контрабасового исполнительства.
Методика обучения игре на контрабасе активно изменяется, она уже не та, что была 50, 30 и даже 10 лет назад. Нужны активные люди, стремящиеся к самосовершенствованию, к постоянному возрастанию мастерства, влюбленные в свое дело. Люди, которые смогут «заразить» своим примером следующее поколение, продолжат линию преемственности. Ужасно, когда человек, устроившись в оркестр, лет через десять ходит на работу просто как на службу.
В нашей школе сама атмосфера стимулирует влюбленность учеников в искусство – картины, развешанные в коридорах и классах; циклы лекций-концертов, на которых ребята узнают новое об исполняемых ими произведениях; конкурсы и фестивали. Сколько сил, энергии, творческой выдумки нужно для воплощения всех этих идей! Давид попал в нашей школе в настоящую питательную среду.
Вспоминаю один случай. Мы с Давидом приехали на конкурс в музыкальную школу им. Г.В. Свиридова. По окончании директор школы устроила чаепитие для участников. Вот сидим мы, пьем чай... Подходит Давид: «Александр Андреевич, я тут с Вами не буду… Там сейчас зал свободен, я там пока поиграю». Ему интересна акустика зала, его привлекает возможность поиграть и услышать себя в новых условиях.
Важно, чтобы исполнитель играл не просто корректно, интонационно чисто, а смог «высечь искру», которая пошла бы в зал. В творчестве невозможно стоять на месте – либо ты движешься вперед, либо откатываешься назад.
- Александр Андреевич, желаем Вам и Вашему ученику неуклонного движения вперед!