- Сведения об образовательной организации МССМШ им. Гнесиных
- Basic information
- Structure and management bodies of the educational organization
- Documents
- Education
- Образовательные стандарты
- Administration. Teaching staff
- Material and technical base, equipment status of the educational process
- Гостиница
- Стипендии и иные виды материальной поддержки
- Paid educational services
- Финансово-хозяйственная деятельность
- Вакантные места для приема (перевода)
- Антикоррупционная политика
- Доступная среда
- Сведения об образовательной организации ДМШ при МССМШ им. Гнесиных
- Основные сведения
- Структура и органы управления образовательной организацией
- Документы
- Образование
- Образовательные стандарты
- Руководство
- Педагогический состав
- Материально-технические ресурсы ДМШ при МССМШ им. Гнесиных. Доступная среда
- Стипендии и иные виды материальной поддержки
- Организация питания в образовательной организации
- Платные образовательные услуги
- Финансово-хозяйственная деятельность
- Вакантные места для приема (перевода)
- Антикоррупционная политика
- Международное сотрудничество
- История
- Структура
- Виртуальный тур
- Коллективы
- Лауреаты
- Выпускники
2 июня 2023 - 31 мая 2024 г.
Проведение мероприятий к 150-летию Ел.Ф. Гнесиной
31 мая 2024 исполнилось 150 лет со дня рождения Елены Фабиановны Гнесиной (1874-1967) – одной из основательниц гнесинских учебных заведений, выдающегося педагога, музыканта и общественного деятеля.
МССМШ им. Гнесиных в честь значимой даты провела Конкурс молодых композиторов, серию концертов, мастер-классы и другие события к юбилею.
24 октября 2021 г.
Триумфальный концерт в Большом зале Зарядье к 75-летию МССМШ им. Гнесиных
«Вибрации истории» – грандиозная программа, в которой объединились несколько поколений гнесинцев: молодых исполнителей и выпускников, признанных мастеров и педагогов, артистов с мировым именем, передающих свой опыт юным талантам.1 сентября 2018 г.
В сентябре 2018 года в МССМШ им. Гнесиных открыто новое направление
в подготовке специалистов среднего звена —
Отделение «Музыкальное звукооператорское мастерство».
Первый выпуск — июнь 2022 года.
4 июня 2015 г.
Окончательное завершение реконструкции всего комплекса зданий школы. Визит мэра Москвы С.С. Собянина.
17 мая 2015 г.
Открытие скульптурного горельефа З.И. Финкельштейна — первого директора МССМШ им. Гнесиных. Встреча выпускников всех поколений.
15 февраля 2015 г. Присвоение МССМШ им. Гнесиных международного статуса «All-Steinway School»
После масштабной реконструкции Школа им. Гнесиных стала обладательницей первоклассной коллекции инструментов, включая 56 роялей Steinway и 12 роялей Boston и 30 фортепиано Essex(производитель Steinway & Sons). В таком количестве инструменты знаменитой фирмы не представлены ни в одном из музыкальных учебных заведений Москвы.
Для вручения сертификата и открытия знака «All-Steinway School» («Школа Стейнвей») МССМШ им. Гнесиных посетил президент корпорации «Steinway & Sons» в Нью-Йорке Maйкл Суини (Michael Sweeney).
1 октября 2014 г. «Ночь музыки на Знаменке»
МССМШ им. Гнесиных отмечает знаменательное событие — возвращение школы в историческое здание. Проведение праздничной встречи в формате «Skype-концерта» с участием Евгения Кисина, Бориса Березовского, Константина Лифшица, Александра Кобрина, Даниила Трифонова, оркестра «Гнесинские виртуозы» и др.
2 сентября 2014 г.
Концерт «Гнесинских виртуозов», посвященный завершению реконструкции главного корпуса школы на Знаменке. Первое после 10-летнего перерыва выступление учащихся МССМШ им. Гнесиных на «родной» сцене.
Сентябрь 2012 г.
Заместитель мэра в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства М. Хуснуллин инспектирует ход работ по реконструкции комплекса зданий школы.
Осень 2011 г.
Подрядчик, который вел реконструкцию комплекса зданий школы, отстранен от работ.
2011
65-летие школы.
Реконструкция по-прежнему не завершена...
Январь 2007 г.
Проведение I детского фестиваля искусств «Январские вечера» в ГМИИ им. А.С. Пушкина.
27.10.2006
Поручение Президента России В.В.Путина председателю Правительства России М.Ф.Фрадкову и мэру Москвы Ю.М.Лужкову решить вопрос о реконструкции школы как важного объекта культуры.
2005
Изложение ситуации со школой бывшими выпускниками А.Огринчуком, Б.Андриановым и И.Федоровым на встрече с Президентом России В.В.Путиным.
2004
Новое Постановление Правительства Москвы о проведении реставрации, реконструкции и строительства комплекса зданий школы в 2004–2006 годах.
Перевод школьных занятий со Знаменки в помещения по адресу: ул. Сретенка, 21.
Получение школой статуса Колледжа.
2003
Многократные обращения дирекции школы в Правительство Москвы, Московскую городскую думу, Федеральное собрание РФ, Администрацию Президента РФ по вопросам невыполнения решений Правительства Москвы.
2002
Перевод части школьных занятий из здания на Знаменке в помещения Гостиного двора на Ильинке.
2001
Постановление Правительства Москвы о проведении реставрации, реконструкции и строительства комплекса зданий школы в 2001–2003 годах.
Организация и проведение первого в России Юношеского фестиваля барочной музыки.
Ноябрь 2000 г.
Проведение I Телевизионного конкурса «Щелкунчик» совместно с т/к «Культура» в стенах школы.
2000
Посещение школы мэром Москвы Ю.М.Лужковым. Принятие решения о необходимости срочного проведения реставрации и реконструкции зданий школы с расширением площадей.
Организация и проведение в школе Первого телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик».
1999
Одобрение Москомархитектурой проектных предложений по воссозданию флигелей.
1998
Школа занимает первое место в рейтинге музыкальных школ России по творческим показателям (публикация в журнале «Карьера»).
1996
Возвращение школе предыдущего названия и присвоение статуса Нетипового образовательного учреждения высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся музыкальные способности.
Первое обращение к мэру Москвы Ю.М.Лужкову с просьбой о расширении учебных площадей и воссоздании флигелей, некогда расположенных в сквере перед домом.
1994
Реорганизации МССМШ им. Гнесиных в Московский музыкальный лицей им. Гнесиных с закреплением за ним участка земли и двух зданий.
Издание первого компакт-диска «Гнесинских виртуозов».
1991
Окончание ремонта и начало занятий во флигеле.
Первый выезд «Гнесинских виртуозов» за рубеж (Франция).
1989
Выборы и назначение М.С.Хохлова директором школы.
Кончина З.И.Финкельштейна.
Начало ремонтных работ во флигеле.
1973
Решение Исполкома Моссовета расселить соседний со школой дом (флигель), отремонтировать его и передать школе.
1967
Кончина Е.Ф.Гнесиной.
1966
Открытие духового отделения.
1962
Переезд школы в дом 12 по улице Фрунзе (ныне Знаменка).
Первая победа на конкурсе им. П.И.Чайковского – Наталья Шаховская (виолончель).
1946
Первый учебный год в школе.
Открыты фортепианное и струнное отделения.
Директор – З.И.Финкельштейн.
Художественный руководитель – Е.Ф.Гнесина.
On February 15, 1895 the first pupil came to the “Music School of Elena and Maria Gnessin” — one of the small private music schools in Moscow. There were a lot of such schools in those years, but most of them have quickly closed. However, this did not affect the Gnessin School (in the pre-revolutionary period there was no division into levels), and in 5 years it has 60 pupils. Hereafter, the Gnessin School was growing “exponentially”.
Five Gnessin sisters, true enthusiasts of their work, have dedicated their lives to music pedagogy. They have always lived in the house of their project and family friendly atmosphere has always attracted pupils and colleagues.
Gnessin sisters, except for the youngest Olga, were pupils of the Moscow Conservatory. Two elder sisters: Evgenia and Elena have studied with V. Safonov, the outstanding musician and teacher, Director of the Conservatory. Elena Fabianovna has also studied with the legendary Italian pianist F. Busoni, who has worked in Moscow for one year. Both elder sisters, the outstanding teachers — pianists, headed the school on equal basis, but from the very beginning Elena Gnessin has became its official and administrative head. Together with them the school was founded by their sister Maria, they all were pianists. Elizaveta Fabianovna Gnessin-Vitachek was the only sisters playing the violin. Having graduated from the Conservatory in the class of the famous Professor I. Grzhimali, she has also started to teach at the School of her sisters, where she has opened the classes in violin, ensemble and orchestra.
Mikhail Gnessin, the follower of the great Rimsky-Korsakov (he has graduated from the St. Petersburg Conservatory), has joined his sisters much later, in 1923. Great composer, winner of many awards, Professor of the Moscow and Leningrad conservatories, in this school he has opened a “creative” (Music Theory and Composition) department where he trained a lot of outstanding musicians (among them A. I. Khachaturyan, T. N. Khrennikov).
It was surprising that Elena Fabianovna Gnessin has been heading the schools for 72 years and has personified the living traditions of the Silver Age. She was a person of extraordinary will and energy; she has been always caring of all the inhabitants of the “Gnessin House”. A wonderful teacher, she has trained a huge number of musicians (among them the first winner of the Chopin competition, Lev Oborin, conductor Gennady Rozhdestvensky, composers Boris Tchaikovsky and Arno Babajanian), for many years she has successfully concertized, has created many music pieces for children and led choir classes, being irremovably involved in all administrative, economic and construction issues. There is hardly any director in Moscow who has built as many buildings as she has. Under the most severe historical cataclysms the Gnessin schools did not only continued to operate retaining their principles, but were constantly expanding and professionally growing.
In the “Gnessin House” were always striving for the highest professional level, which would correspond to the criteria of their teachers and friends (among them were the most outstanding musicians of the epoch: Taneyev, Safonov, Arensky, Scriabin, his children studied at the Gnessin School, Rachmaninoff ...). Here was developed a truly creative education system for musicians from the early childhood, the principles of continuation of various levels of education. Many great undertakings were first implemented at the Gnessin School: creation of the first children’s choir in Moscow by Evgenia Gnessin (1903), production of children’s operas, introduction of new subjects: rhythm by Jacques-Dalcroze system, accompaniment, pianoforte teaching methods, organization of training of radio music workers (in 1930’s), and other. From the very first years of school operation, among the Gnessin teachers were greatest musicians: composers R. M. Glier and A. T. Grechaninov, who have wrote many music pieces specifically for Gnessin pupils, the pianist E. A. Bekman-Shcherbina. And then, throughout its long history, the most outstanding musicians of their time were willing to work with the Gnessin’s.
In 1919, the Gnessin College has become a state institution and in half a year was divided into two stages: children’s school and college. By the 30th anniversary of the educational institutions, in 1925, they were named Gnessin. Half-century after the founding of the first school, their growth has led to the creation of another couple: Music and Pedagogy Institute (in 1944) which is now known as the Russian Academy of Music and Ten-year Special School (in 1946) and to the creation of the “Music Training Centre”. In 1946 there was built a new building in the Vorovskogo street (Povarskoy), (at first there were located the new special school on the ground floor, the college and institute) and then it was expanded, there was built a Concert hall, and later, a new building for college. In 1962 both schools get separate buildings.
Then, each part of the Gnessin complex got independence under the leadership of the followers of Elena Gnessin and took a leading place in its stage of musical education in the country. But they all make the Gnessin House with its wonderful traditions which have been created by great teachers over the past one hundred and twenty years.
В 1962 году музыкальной школе-десятилетке имени Гнесиных был выделен особняк на улице Фрунзе, дом 12 (ныне Знаменка) — историческая усадьба Апраксиных-Бутурлиных, первое упоминание о которой относится к самому началу XVIII века. За прошедшие со времени постройки два с половиной века здание неоднократно перестраивалось и изменялось, долгие годы не зная капитального ремонта. К концу века XX его состояние приблизилось к аварийному. В 1973 году школе дополнительно был отдан сохранившийся усадебный флигель, который, однако, был отремонтирован только в 1989-1992 гг. после избрания директором школы М.С. Хохлова.
В 1994 году М.С. Хохлов впервые обратился к мэру Москвы Ю.М. Лужкову с предложением расширить школьные площади и восстановить в полном объеме историческую усадьбу Апраксиных-Бутурлиных. Были проведены исторические исследования и подготовлен эскизный проект. В 2000 году после посещения школы Ю.М. Лужковым было принято решение о необходимости расширения площадей и срочного проведения реставрации и реконструкции зданий школы (особняка и флигеля).
С момента запуска процесса реконструкции прошло более 10 лет. Вялотекущие ремонтные работы в историческом особняке на Знаменке велись урывками, начинались и останавливались. Ученики Гнесинки, расселенные по трем зданиям в разных районах Москвы (Цветной бульвар, ул. Ильинка, ул. Сретенка), вынуждены были разъезжать между ними. Педагоги испытывали трудности с согласованием расписания. Дирекция школы прилагала неимоверные усилия, чтобы сохранить школу на прежнем месте и все-таки завершить строительство...
Активная фаза строительных работ в комплексе зданий школы на Знаменке началась только в 2012 году, когда новая команда во главе с мэром Москвы С.С. Собяниным взялась за решение этой проблемы. За два года проведения сложнейших инженерных, строительных и реставрационных «операций» были полностью восстановлены Главное здание (1 корпус) и два флигеля (2 и 4 корпуса). Здание общежития (3 корпус) при вскрытии фундаментов оказалось наименее ремонтопригодным и потребовало проведения гораздо большего по сравнению с запланированным объема работ.
1 октября 2014 года, в Международный день музыки, МССМШ им. Гнесиных отметила свое возвращение в здание на Знаменке — на ее историческое место; в школе возобновились занятия.
В июне 2015 года полномасштабная реконструкция «Гнесинской десятилетки» была окончательно завершена (в связи со сдачей последнего, третьего корпуса). Школу с инспекцией посетил мэр Москвы С.С. Собянин, отметивший, что МССМШ им. Гнесиных — лучшая школа в Москве с музыкальными инструментами мирового уровня (в феврале 2015 г. школе был торжественно присвоен международный статус «All-Steinway-School»).
С 1 сентября 2015 года Школа им. Гнесиных открыла новый учебный год в великолепном учебном комплексе на Знаменке, состоящем из четырех корпусов, соединенных между собой галереями и переходами. После долгих лет ожиданий гнесинцы наконец вернулись в свою alma mater; учебный процесс вновь сосредоточен в одном месте. Кроме того, в школе появилось общежитие для проживания иногородних учащихся. В общежитии смогут также жить и профессора, приезжающие в Москву на мастер-классы.
Zinoviy Isaakovich Finkelshtein. Spirit materialization
When Zinoviy Isaakovich finished his work as a principal in 1989, he continued coming to the school, and we sat in the office together. Perhaps it was happening because he was physically unable to part with this place. He created our school: chose the employees — its pedagogical core, formed the staff, founded and preserved its spirit. When it was time for him to leave, he was simply unable to separate himself, his body and soul from this building, where the school existed for many years and found itself. It was more than physical and spiritual disassociation — for him it meant death.
At that time I clearly understood that Zinoviy Isaakovich was a part and a spiritual component of both the school as his creation, and the building on Znamenka. This was why, upon hearing the idea of perpetuating the memory of Zinoviy Isaakovich, I felt that traditional forms like a bronze monument did not fully correspond with the legacy of the first principal of the school.
Now we are already familiar with such types of human interaction as energy and mental information exchange, feeling or seeing a glowing shell — the aura of a human being. I think that new forms and materials are required to express this knowledge because the ones we are used to do not fully correspond with our new ideas about the capabilities and interactions of people. In this sense the modern art which is constantly looking for new forms can present the idea of a spiritual connection in a better way and provide the feeling of presence of a human being while he or she is physically absent.
When I once saw the works of the young sculptors of Recycle Group I was amazed at their unique vision and perception of the traditional concept of sculpture and haut-relief. I immediately had the thought that this was something that exactly matched my idea. These artists work in the modern technique and create their compositions from various materials, sometimes very unexpected, like plastic nets. However, in terms on monumentality these works can be compared with the works of art belonging to the antiquity or the Renaissance period. That being said, in connection with the lighting effect this formative material fully meets the idea of creating a glowing memory of a person we love, the materialization of this person’s spirit.
As if he’s opening the door, Zinoviy Isaakovich comes out to meet us, as usual without any pathos, meeting the new generations in a friendly manner and with interest...
Mikhail Khokhlov, principal of Moscow Gnessin Special School (college) of Music
Brochure to the 100th anniversary from the birthday of Z.I. Finkelshtein
(with memories of Moscow Gnessin Special School (college) of Music graduates).
Биография З.И. Финкельштейна
Зиновий Исаакович Финкельштейн
Зиновий Исаакович родился 7 октября 1910 г. в Киеве в семье скромного служащего, всю жизнь работавшего по найму в разных фирмах и конторах. При этом в семье любили и ценили искусство. Родители были страстными театралами - у Зиновия Исааковича сохранилась большая коллекция дореволюционных театральных программ. Он также еще в детстве полюбил театр, особенно Большой и Малый (семья переселилась в Москву, когда Зиновию было пять лет).
Особым увлечением в семье был балет и, конечно, главный кумир балетоманов - Екатерина Гельцер, долгое время царившая на сцене Большого. В юности Зиновий Финкельштейн был ее горячим поклонником и знаменитая балерина одарила его своей дружбой, продолжавшейся много лет. Молодой музыкант аккомпанировал Гельцер в концертных выступлениях, а позже она даже посещала школу и присутствовала на занятиях хореографического кружка.
Музыкальные способности и увлечения Зиновия, по-видимому, проявились достаточно рано, и родители стремились дать ему достойное образование, хотя в 1920-е годы из-за тяжелого быта это было нелегко.
Успешно проявляя себя как пианист, с 16 лет Зиновий работает в качестве аккомпаниатора в различных клубах и на разовых концертах. С этого момента начинается его непрерывная трудовая деятельность, вынужденно совмещаясь с учебой.
В 19 лет Зиновий Финкельштейн поступает в техникум им. Гнесиных (так тогда называлось училище) в класс Елены Фабиановны Гнесиной. Это стало определяющим событием в его жизни - с Гнесинским домом он уже не расставался никогда в течение последующих 60 лет.
Пять лет учебы у Гнесиной - непростые годы. Зиновий делает большие успехи - он часто выступает на студенческих концертах, играет сложные произведения. Бесценные навыки для будущей работы он приобретает и на занятиях инструментовкой в классе крупнейшего мастера - профессора Д.Р. Рогаль-Левицкого. В 1932 году Ольга Фабиановна Александрова-Гнесина, ставшая впоследствии его большим другом, по рассказам Зиновия Исааковича, «втравила» его в работу по созданию переложений для школьных ансамблей. «Я делал несколько первых переложений для двух фортепиано, ну и с опасением принес ей: что скажет Ольга Фабиановна? Отношение ее было вполне благожелательным. Она поддержала меня, и я уже перестал бояться этой работы. А Ольга Фабиановна стала уже прямо заказывать мне разные вещи - и я с удовольствием это делал… И когда ей понравились мои обработки, она сейчас же сообщила об этом Елене Фабиановне, Евгении Фабиановне, Елизавете Фабиановне и Михаилу Фабиановичу… Думаю, что в какой-то мере именно из-за этого я был привлечен к педагогической работе в нашей детской школе еще до того как окончил музыкальное училище». Это стало еще одним видом постоянной деятельности музыканта: он делает аранжировки для различных составов - от фортепианного дуэта до симфонического оркестра. Всего З.И. Финкельштейном было создано свыше 200 переложений, из которых только 67 были изданы и вошли в обиход различных коллективов.
Во время учебы молодой пианист продолжает работать не менее интенсивно: он руководит музыкальными кружками на пуговичной фабрике и в Польском рабочем клубе, начинается и его педагогическая деятельность - в музыкальной школе им. П.И. Чайковского. Там он впервые становится руководителем детского оркестра, приступив таким образом к работе дирижера, которой потом занимался всю жизнь.
Видя яркие успехи своего ученика в этой сфере, Елена Фабиановна Гнесина - строгий и требовательный руководитель - берет его на работу в школу преподавателем класса камерного ансамбля. Столь активная работа не могла не помешать учебе и Елена Фабиановна часто ругала его «за лень». Был даже момент, когда он чуть не бросил учебу, но мудрое вмешательство Евгении Фабиановны Савиной-Гнесиной повлияло на его решение учиться дальше во что бы то ни стало.
Успешно закончив техникум в 1934 году, молодой выпускник продолжает преподавать в школе-семилетке им. Гнесиных (уже и как педагог оркестрового класса) и выступать как концертирующий пианист. Он постоянно играет в трио с прекрасными партнерами - вначале с А. Левиным и А. Стогорским, затем - с Ю. и Б. Реентовичами. Трио часто дает концерты от разных организаций, нередко Финкельштейн аккомпанирует известным певцам в Колонном зале.
Заметив организационные способности молодого музыканта, в 1940 году его приглашают на работу в Комитет по делам искусств, где он занимает инспекторские посты. Зиновий Исаакович доверительно признавался одному из друзей: «Так отличаются - люди и так называемый «аппарат»… Какая тоска в Комитете!». Трудовая деятельность в Комитете продолжалась не долго - вскоре началась война.
Все четыре военных года - с августа 1941 по декабрь 1945 - Зиновий Исаакович находился в армии. Он был призван в Сибирский военный округ и находился в Томске, сначала в составе областного дома Красной Армии, а потом - Ленинградского артиллерийско-технического училища зенитной артиллерии (ЛАТУЗА). Здесь он - «старший музыкант» - руководил военной самодеятельностью, работал в агитбригадах, был старшиной музыкального взвода. Работа эта была чрезвычайно насыщенной и оставила глубокий след в жизни Зиновия Исааковича. Он сохранил все свидетельства военных лет - документы, программы, даже черновики текстов исполнявшихся произведений. Сержант Финкельштейн стал настоящим специалистом в деле создания музыки к спектаклям и песням, адаптированным вариантам музыкальных комедий, а также в подготовке обработок для любого состава. В полной мере он мог назвать себя композитором - знаменательна появившаяся 29 декабря 1944 года заметка в армейской газете «Сержант-композитор». Ансамбли под его руководством 11 раз выигрывали конкурсы, он получал многочисленные награды и благодарности. С огромным удовольствием Зиновий Исаакович вспоминал о работе в агитбригадах с выдающимися артистами - Н.К. Черкасовым, В.В. Меркурьевым, хореографом Н.С. Надеждиной, композиторами М.И. Блантером и К.В. Молчановым.
После окончания войны и демобилизации он вернулся в Гнесинскую школу. Елена Фабиновна Гнесина сразу назначила его своим заместителем по руководству школой-семилеткой.
В это время идет завершающая стадия строительства нового здания Гнесинских учебных заведений на Поварской и ему приходится активно включиться в ход строительно-отделочных работ. В 1946 году строительство было закончено и состоялось давно намеченное открытие новой школы - Спецшколы-десятилетки (такое название МССМШ им. Гнесиных носила до 1958 года). Началось главное дело жизни З.И. Финкельштейна - он стал директором школы. С этого времени ни на один момент он не отрывается от забот и тревог школьной жизни: часто даже в отпуск не уходит или уходит с большим опзданием, потому что надо делать ремонт, дождаться поступления выпускников в ВУЗ (всегда!), добиться решения строительных и финансовых вопросов…
Школа начала работу в семи классах и учительской, где находился и директор. Бюджет новой школы был запланирован не с начала учебного года, а только с января. Пришлось бесплатно работать и директору и первому завучу - Е.Н. Нечаевой - и все оборудовать своими силами.
Таким энтузиазмом школьный коллектив отличался всегда. Всеми успехами школа обязана своим замечательным педагогам. Бесспорная личная заслуга директора - объединение их под своим крылом. Любовь коллектива к школе и заботливое, семейное, отношение ко всем ученикам - удивительный пример, заданный с самого начала первыми помощниками Зиновия Исааковича: фортепианный и оркестровый отделы школы с первых дней возглавляли О.Ф. Александрова-Гнесина и Елиз.Ф. Гнесина-Витачек, теоретический - Е.В. Давыдова, ближайший помощник, «ученица-дочка» Ел.Ф. Гнесиной.
Долгое время школа находилась и официально работала при институте им. Гнесиных и подчинялась его директору - Елене Фабиановне, которая всегда не только пристально следила за всем происходящим в школе, но и имела там хотя бы одного ученика.
С самого начала в школе шла интересная творческая жизнь, и ее молодой директор быстро и навсегда завоевал безусловный авторитет среди учеников. Долгое время среди них ходило его доброе прозвище «Зюзя», затем - еще дольше - «ЗИФ». Неизменной была и традиция юмора - в капустниках, шарадах, дружеских развлечениях Зиновий Финкельштейн принимал участие с юности, года был еще учеником гнесинского училища.
Четыре первых десятилетия работы школы пришлись на очень непростое время. Вынужденный взаимодействовать с различными партийными и советскими чиновниками, проводить в жизнь идеологические предписания, ограждать и защищать свое детище в период многочисленных кампаний, З.И. Финкельштейн прошел его на редкость достойно. Его поведение, как и вся обстановка в школе, были во все времена человечными, интеллигентными и нигда не были формальными.
Успехи школы постепенно нарастали: прошел первый выпуск (а всего в годы работы Зиновия Исааковича их было 40), появился первый лауреат - В. Пикайзен - потом их становилось все больше. Важным моментом официального признания школы, которой тогда исполнилось 10 лет, стало включение выступления струнного оркестра под управлением З.И. Финкельштейна в торжественный концерт для делегатов ХХ съезда КПСС, где участвовали самые знаменитые исполнители страны. Этапные события - участие в премьере «Оды радости» А. Хачатуряна во Дворце Съездов, приглашение школьного оркестра под руководством Зиновия Исааковича в главный пионерлагерь страны «Артек», победа выпускниц школы Н. Шаховской и К. Георгиан на конкурсе имени Чайковского…
Энергичный и успешный директор школы, однако, не имел высшего образования. Вопрос об этом встал при весьма неблагоприятных обстоятельствах - как в общеполитическом плане, так и в отношении Гнесинских учебных заведений. Зиновий Исаакович принимает решение уйти с директорского поста, чтобы подготовиться к окончанию ВУЗа экстерном. В течение четырех лет директором школы был Б.Д. Бехтерев, а Зиновий Исаакович оставался в стенах своего детища, являясь его заместителем. В 1953 году он успешно сдал госэкзамены, исполнив, в числе прочего, Пятый концерт Бетховена, и получил диплом института им. Гнесиных. После кончины Б.Д. Бехтерева в 1957 году он снова назначен директором школы.
Вскоре приходит «обретение независимости»: школа становится самостоятельным учреждением, а далее остро встает вопрос о собственном здании. Эти проблемы будут занимать Зиновия Исааковича до самого конца его работы. Вместе с Еленой Фабиановной они пытаются получить разрешение на строительство нового здания для школы, затем добиваются получения прекрасной старинной усадьбы на Знаменке. Каждого жильца многонаселенного дома на Знаменке приходится обеспечить новой жилплощадью, переоборудовать жилой дом под школу (причем первое время она сосуществует с еще не выселенными жильцами) - все это необходимо лично решать директору.
Со временем становится очень тесно и в собственном здании и начинается аналогичная эпопея по получению соседнего с усадьбой флигеля, которая завершится уже после кончины Зиновия Исааковича. При этом - в школе каждодневная, полная забот, тревог и радостей жизнь: организация занятий, концертов, педсоветы и школьные праздники, проделки учеников и нужды педагогов, собственная преподавательская работа в оркестровом классе, новые переложения и перепись партий…
Опыт школы - одной из первых в стране и в мире спецшкол для одаренных детей - становится примером для всех музыкальных десятилеток СССР. Ее директор щедро делится им с коллегами, часто выезжает в командировки, организует обмен концертами и открытые уроки педагогов, составляет методические планы и программы. Он охотно выступает в дискуссиях по музыкальному образованию, откликается на публикации. Особенно значительной новацией стало введение на духовом отделе школы его первым заведующим И.Ф. Пушечниковым обучения малышей на блок-флейте. Зиновий Исаакович пробивал эту идея в различных инстанциях, результатом чего стало использование этого инструмента во многих школах страны.
При этом за границей З.И. Финкельштейну удалось побывать только в 70 лет. Тогда он выехал с группой педагогов в турпоездку во Францию, а уже в самом конце жизни ему довелось воочию увидеть международный триумф школы в Англии, где ученики, в том числе Женя Кисин, давали концерты для педагогов и учащихся самых престижных музыкальных учебных заведений. Эта поездка, новая по самой своей возможности, оказалась в какой-то степени кульминационным моментом, радостным завершением многолетнего пути З.И. Финкельштейна.
Деятельность в школе продолжалась до самых последних месяцев жизни Зиновия Исааковича. За полгода до кончины он активно поддержал стремление коллектива избрать новым директором воспитанника школы - М.С. Хохлова - и добиться признания этого выбора в руководящих структурах, таким образом обеспечив достойного преемника.
Зиновий Исаакович был эрудированным человеком, очень любившим и превосходно знавшим литературу. Он тщательно собирал собственную библиотеку и с большим вниманием относился к пополнению школьной. Предметом его постоянных забот было хранение гнесинских традиций, о которых он часто рассказывал на различных памятных вечерах, и бережное отношение к истории школы и всех Гнесинких учебных заведений.
Скромный человек, Зиновий Исаакович, не заботился о личном престиже, и все его помыслы были устремлены во благо школы. Только незадолго до 70-летия ему было присвоено звание «Заслуженный работник культуры РСФСР», а среди его наград было девять медалей. И, конечно, он по-настоящему любил свою семью и был ей предан. Более 30 лет женой З.И. Финкельштейна была педагог школы Т.Б. Вицинская, он воспитал двух ее детей от первого брака и внучку, которую заботливо растил.
Директор прекрасно знал каждого ученика школы, его родителей, не забывал их много лет. Со всеми он держал себя просто и уважительно, каждый постоянно чувствовал его искреннюю заботу, готовность прийти на помощь. Это вызывало ответную любовь - главную награду за все труды Зиновия Исааковича. И то, что каждый ученик и педагог из нескольких поколений гнесинцев воспринимал школу как свой любимый дом, думая «наша школа» и «наш директор» - возможно, - самое главное его достижение. Поэтому Зиновий Исаакович никогда не будет забыт гнесинцами, а его имя в истории отечественного музыкального образования останется как одно из самых значительных.
Dear students and friends of Gnessin School!
We would like to extend our gratitude to everyone who donated funds for the creation of haut-relief in memory of Zinoviy Isaakovich Finkelshtein!
We had no doubts that our common efforts will let us create the haut-relief to preserve the memory about the first principal and remind everyone entering the school about this wonderful person and Gnessin traditions developed with the labor and the warmth of the souls of all the teachers who worked under Zinoviy Isaakovich, the people who left an indelible imprint in the hearts of all Gnessin School graduates.
Gnessin Moscow Special School of Music extends special gratitude to the general sponsor of the project,
to school's graduate IRINA OZNIEVA
We are saying “THANK YOU!” to everyone who helped us to create the monument!
Konstantin KHISIN |
Mikhail KHOKHLOV |
Olga SITNIKOVA |
Andrey SYSOEV |
Elena LABUTINA |
Kira CHEN |
Maksim MIKHAILOV |
Vladimir TROPP |
Tatiana TURCHINSKAYA |
Valentina BORISOVA |
Nazezhda SELEZNEVA |
Olga GLAZKOVA |
Elena and Tiberius BRAUN |
Natalia GINZBURG |
Anna GRIGORIEVA |
Anna TONKHA |
Elena DEMIDENKO |
Inna SHCHELKUNOVA |
Olga BULANOVA |
Elena PLYASHKEVICH |
Aleksandr BELSKIY |
Natalia RUBINSHTEIN |
Lina RADUSHNOVA |
Olga KONDRATYUK |
Andrey KOSTIN |
Ekaterina DEMIDENKO |
Andrey KRYUCHKOV |
Yulia ZILBERKVIT |
Evgeniya KOSTINA |
Regina ZOZULYA |
Tatiana MARTYNOVA |
Aleksandr TUMANOV |
Katerina GANDLEVSKAYA |
Irina ANANOVA |
Yulia DEMIDENKO |
Ivan IRKHIN |
Nazezhda ZENKINA |
Elena KARTSEVA |
Sergey GOLOSHCHAPOV |
Milda AGAZARYAN |
Anna ZAITSEVA |
Galina PAKHOLKOVA |
Nana DURGARYAN |
Elena IVANOVA |
Margarita DROZDOVA |
Galina ORLOVA |
|
|
Special thanks to philanthropists: VITSINSKIY family,
graduates: Olga FEOKTISTOVA, Lyudmila KHAZAN, Eduard KUNTZ