Примитивизм
1
ПРИМИТИВИЗМ — совокупное название тенденций в художественной культуре (главным образом ХХ в.), опирающихся на архаические, «примитивные» формы творчества: первобытное искусство, традиционное творчество народов Африки, Америки, Океании или местный крестьянский и городской фольклор и самодеятельное «наивное искусство». Примитивистские веяния в той или иной степени свойственны большинству авангардистских течений ХХ века — от фовизма, экспрессионизма и сюрреализма до «новых диких».
Термин «примитивизм» часто применяется и по отношению к так называемому наивному искусству, то есть творчеству мастеров, не получивших профессиональной подготовки, но вовлечённых в общий художественный процесс конца XIX — XX вв. (произведения А. Руссо, К. Бомбуа во Франции, Н. Пиросманашвили в Грузии, И. Генералича в Хорватии, X. Пиппина и А. М. Робертсон, прозванной «бабушка Мозес», в США и др.).
Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)
Анри Руссо. Люксембургский сад. Памятник Шопену. 1909:
масло, холст, размеры: 47×38 см. Государственный Эрмитаж.
стиль: Наивное искусство (Примитивизм)
Жанр: городской пейзаж
Происхождение
1918, из собрания С.И. Щукина,
1932, Наркомпрос,
с 1934 в ГЭ
К работам Анри Руссо, созданным в 1905 — 1910 гг., относится ряд изображений парижских парков, в которых развивается мотив аллеи, оживляемой дамами с непременными зонтиками и мужчинами с тростями. Картина «Люксембургский сад. Памятник Шопену» создана художником в последние годы жизни, когда интерес к его творчеству был значительным. Возможно Руссо хотел отдать дань уважения великому композитору, шестидесятилетие со дня смерти которого отмечалось в 1909 году, тогда же он и взялся за свое полотно.
Несколько изолированных фигур, решенных пластично и без детализации, торжественно фланируют по аллее. Деревья трактованы обобщенно и декоративно. Интенсивный и богатый множеством оттенков зеленый цвет оттеняет пестрый колорит фигур. Твердо очерченные плоскостные формы, тонкая передача материи и света придает этой небольшой панораме поэтичную и таинственную атмосферу. Художник тонко чувствовал природу и его пейзаж отмечен глубокой эмоциональностью и музыкальностью, в нем ощутима магия этого уголка Люксембургского сада, что так притягивала посетителей и влюбленных.
История Люксембургского сада начинается в 1612 году, когда королева Мария Медичи, желая уединиться от Лувра, приобретает расположенный здесь Люксембургский дворец. Новая постройка должна была напоминать место её детства — флорентийский дворец Питти. Строительство было завершено к 1625 году, для украшения интерьеров Марией Медичи были заказаны 24 полотна фламандскому художнику Питеру Паулю Рубенсу, которые сейчас выставлены в Лувре. Сад вокруг дворца предусматривал большие территории лесных насаждений, цветочных клумб и водоёмы, для снабжения водой которых в 1613–1624 гг. был построен акведук. На территории сада расположены 106 скульптур, фонтаны и несколько зданий.
Памятник Шопену, исполненный Жоржем Дюбуа, был установлен в 1900 г. в годовщину смерти композитора. Однако вскоре оригинальный бюст таинственно исчез... Чтобы заменить его, польское правительство пожертвовало в Сенат бронзовую копию мраморного бюста Шопена руки Болеслава Сыревича (1835-1899). Оригинальный мраморный бюст хранится в Национальном музее в Варшаве, а его бронзовая реплика была выполнена в Польше в декабре 1998 и по случаю 150-летия со дня смерти Фредерика Шопена, 22 февраля 1999, новый бюст был открыт в Люксембургском саду.
2
Анри́ Жюлье́н Фели́кс Руссо́ по прозвищу «Таможенник» (1844–1910) — французский художник-самоучка, один из самых известных представителей наивного искусства или примитивизма.
Четвертый ребенок в семье жестянщика из Лаваля, Анри получил приз лицея в области рисунка и музыки. А в 1861 году, уже по окончании лицея, переехал в Анжер, где работал клерком. За злоупотребления на службе ему грозил месяц в тюрьме и, во избежание скандала, он добровольно пошел в армию, где служил кларнетистом полкового оркестра. В 1868 году, досрочно демобилизовавшись, приехал в Париж и поступил на службу в городскую таможню. В 1884 году получил разрешение копировать картины в Лувре, Люксембургском музее и Версале, что и стало его единственной художественной школой. В 1886 году Анри Руссо продемонстрировал четыре работы в Салоне Независимых и с тех пор принимал участие в нем каждый год (кроме 1899 и 1900). Близкими себе живописцами считал Эдгара Дега, Поля Гогена и Одилона Редона.
Излюбленными жанрами Руссо были портрет, портрет в пейзаже и городской ландшафт.
В автопортрете «Портрет-пейзаж» (Прага, Национальная галерея, 1890) художник выражает свою мечту о славе, держа в руках палитру с именами своих жен, с наградой министерства культуры на лацкане пиджака; за его спиной изображены символы эпохи —Эйфелева башня, флаги Всемирной выставки на паруснике, металлический мост и воздушный шар, подобно которому Руссо поднимается над Парижем. Картина подверглась глумлению и издевательствам со стороны критиков, но художник продолжал рисовать под всеобщий смех, когда весь окружающий мир назвал его «ребенком» и «дураком».
В 1893 году он вышел на пенсию и сосредоточился на живописи, которой занимался с утра до позднего вечера. Подрабатывал игрой на скрипке, составлением документов; изредка писал портреты на заказ. В 1894 году познакомился с поэтом и драматургом Альфредом Жарри, который много сделал для популяризации живописного и литературного творчества Руссо (именно он и придумал ему прозвище — «Таможенник»). Он же и представляет Руссо поэту Гийому Аполлинеру.
С 1905 года Анри Руссо выставлялся в Осеннем салоне, на выставке 1907 года имеет успех его картина «Заклинательница змей». В декабре этого года его помещают в тюрьму за дело с чеками, в котором он был жертвой подлога. Чтобы снять с себя вину, он показывает свои картины, которые помогают ему выйти на свободу. В 1908 году Пикассо устраивает в своей мастерской в честь художника известный банкет, где были замечены самые яркие представители богемы.
Соприкоснувшись с авангардными кругами, Руссо тем не менее был далек от современных течений и восхищался классикой, осознавая свой персональный стиль, наивный по духу и чувствительности, но очень обдуманный по технике.
В его наиболее знаменитых работах с экзотическими сюжетами (например, «Ягуар, нападающий на лошадь», 1910, ГМИИ им. Пушкина, Москва), он обновлял эти темы своим фантастическим стилем, растительным декором и непосредственным восприятием жизни животных, которые он черпал из журнальных образов и посещения Ботанического сада.
Летом 1910 года художник повредил ногу и умер от заражения крови. Был похоронен на кладбище для бедняков.
Искренность и мягкость воображения связывает Анри Руссо с предшествующим народным искусством. Однако он был первым народным художником, вошедшим в разряд «высокого искусства». Его влияние было значительным и определило дальнейшее развитие искусства и целой группы живописцев, которых стали называть «примитивистами» или «наивными художниками ХХ века». «Анри Руссо открыл новые возможности в простоте, что сейчас является важнее всего» — так отозвался о живописце Василий Кандинский в 1912 году.
Творчество Руссо несёт людям свет и радость, оно учит нас искусству мечтать. Уже после смерти Руссо Гийом Аполлинер посвятил гениальному другу небольшую поэму:
Два вестника из рая, Птенец и херувим,
Склоняются над ним,
Хвалу провозглашая.
Он — душа простая.
Не сродни ли им —
Сам птенец из рая,
Божий херувим.
«Анри Руссо. Грехопадение» (телепередача)