1
Шагал Марк Захарович (Хацкелевич) (1887–1985) — российский и французский художник белорусско-еврейского происхождения. Помимо графики и живописи занимался сценографией, писал стихи на идише. Один из самых известных представителей художественного авангарда XX века.
Родился 7 июля 1887 г. в местечке Песковатики близ Витебска (Белоруссия) в бедной семье грузчика рыбной лавки, где, кроме Марка, было ещё восемь детей. Первым его учителем был местный художник Ю. Пэн. В конце 1906 г. Шагал приехал в Петербург, поступил в Академию художеств, где учился у Л. Бакста, открывшего ему некоторые темы французской живописи. В работах раннего периода уже был заметен его исключительный талант. Художника вдохновляла обыденная жизнь Витебска с его еврейской чувственностью, одновременно мистической и физической.
В 1910— 1914 гг. он живет в Париже в колонии художников «Улей» и сближается с модернистскими художественными кругами, в частности с поэтом Г. Аполлинером и художником Р. Делоне. («Автопортрет с семью пальцами.» 1913). Он впитывает разные художественные открытия и применяет их в своей живописи. Его композиции достигают ясности и динамизма, рисунок становится тверже. В картинах этого периода доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время вечные мотивы.
Первая мировая война застает его в Витебске. Со временем на первый план выходит тема страстной любви («Над городом», 1914–1918 гг.). Резкие деформации и ирреально-сказочные цветовые контрасты полотен, созданных Шагалом, иррациональность, искажение законов физики и логики оказали большое влияние на развитие сюрреализма.
В 1917 году его назначают комиссаром искусств в Витебске, благодаря поддержке Луначарского, которого он знал по Парижу. Однако очень скоро Шагал разочаровывается в новой художественной политике и восстает против Малевича, отказывается от должности и уезжает в Москву в 1920 году, где работает в Еврейском камерном театре С. Михоэлса (создание декораций и костюмов для трех пьес Шолом-Алейхема).
С 1923 г. Шагал обосновался в Париже; в том же году в Берлине выходит книга его мемуаров «Моя жизнь». Он увлекается искусством гравюры, овладевая тонкими выразительными средствами. Большой интерес к творчеству Шагала проявляют сюрреалисты: А. Бретон называл его довоенные произведения образцами «всеобщего лирического взрыва». Как в графике, так и в живописи он отходит от влияния кубизма, его манера становится менее напряженной. Все более возрастающее значение приобретает цветовая гамма, ставшая особым мотивом счастливого видения мира.
А в 1933 г. пришедшие в Германии к власти нацисты публично сжигали картины художника. В 1935 г. Шагал посетил Варшаву и Вильно (ныне Вильнюс). Результатом поездки явился цикл «Распятие», который положил начало серии символических произведений, посвященных страданиям еврейского народа.
В 1937 г. художник получил французское гражданство. В 1941-1948 Шагал живет в горестном изгнании в США (умирает его любимая жена и муза Белла в 1944г.)
Позднее творчество связано с возвращением во Францию. Он обосновался в Вансе и обращается к новым техникам — керамика и скульптура, витражное искусство. Вдохновленный Парижем, Шагал создает серии картин («Мосты над Сеной» 1953. Кунстхалле, Гамбург).
«Если кто-нибудь видит в моих картинах символы, то это не было моим сознательным намерением. К этому я не стремился. Но в готовой работе кто-то может и отыскать их, и истолковать по-своему» (Марк Шагал).
С 1955 г. началась работа над «Библией Шагала». В русле этого цикла мастер создал большое число монументальных эскизов и композиций, по которым украсили здания разных религиозных конфессий. Одновременно он создавал светские декоративные композиции (росписи плафона Парижской оперы, 1964 г. и Метрополитен-опера в Нью-Йорке, 1965 г.; мозаики для университета в Ницце и др.) обогатив язык монументального искусства.
В 1973 году в Ницце был открыт музей Шагала, который посвящен, главным образом, библейской теме. Художник был награжден самой высокой наградой Франции —Большим крестом Почетного легиона (1977г.), а в честь его 90-летия состоялась персональная выставка в Лувре (при жизни автора, вопреки правилам музея).
Марк Шагал умер 28 марта 1985 г. в городке Сен-Поль-де-Ванс в Приморских Альпах (Франция).
В искусстве художника с легкостью сочетается эмоциональная подвижность славянской культуры и еврейских корней с рациональным духом Запада. Образ реальности в его творчестве переплетен с вымыслом: большие букеты цветов, сливающиеся с голубой ночью влюбленные, сумерки, увенчанные петухом или козой, Эйфелева башня и угловатые домики Витебска.
Мультфильм «Страсти по Шагалу»
2
Марк Шагал. Скрипач. 1913 г.
Городской музей Амстердама (Нидерланды)
Одним из устойчивых лейтмотивов в искусстве Шагала был Скрипач. Исследователи творчества художника видят истоки этого образа в традиционной культуре еврейского народа, где музыкант-скрипач сопровождает все этапы жизни человека от рождения до смерти, и выражает все эти чувства проникновенными звуками своих мелодий.
Мир картин Шагала одухотворен и целостен. Его персонажи взяты художником не «с натуры», а из собственного духовного мира. В работах парижского периода (1910-1914) он впервые синтезирует поэтический фольклор и принципы современного французского искусства (фовизм, кубизм и др.)
Художник сам когда-то начинал учиться играть на скрипке, любил слушать, как играет на скрипке его дядя Ноах, который собственно и стал прототипом скрипача на различных полотнах. Существует рассказ о том, что однажды А.В. Луначарский, посетивший поселение художников «Ля Рюш» в 1912 году в качестве корреспондента газеты «Киевская мысль», поинтересовался у Шагала — почему он написал еврея на крыше домика в Витебске. Шагал ответил, что это не выдумка, а реальность: «У меня был дядя, который, когда ел компот, забирался на крышу, чтобы его не беспокоили».
Скрипач на картине одной ногой стоит на крыше, а другой опирается о землю, которая изображена в виде зеленоватого круга, держа в руках инструмент, написанный двумя сочными цветами. Тут же мы видим дерево и церковь, дома — все очерчены четкими контурами, и изображены постройки как бы сбоку, создавая многоэтажную композицию.
В небе летит человек, а внизу резко отпечатанные следы на снегу. Видны трое юношей, но с двумя ногами, которые обращены к скрипачу. Он добродушен и открыт миру, удивляя своим зеленым лицом, синей бородой и волосами. А на переднем плане словно собрались времена года —желтые оттенки осени, переходящие в зелень весны; и завершаются снежным покровом на заднем плане.
Выразительность цвета на картине, четкий ритм контуров и блики светлого оттенка придает ей особую музыкальность. Сам Шагал в своих воспоминаниях так выражал свою любовь к музыке и влияние музыки на него самого: «Цвет — это весь мир! Цвет волнует душу не меньше, чем музыка!». Анализируя образ скрипача, одни исследователи видят в нем символ всей жизни человека, а другие — символ перерождения человека через искусство.