Герои этой статьи — гнесинцы – профессор, преподаватель РАМ им. Гнесиных Вера Дмитриевна Нырковаи профессор РАМ, преподаватель РАМ и МССМШ им. Гнесиных Иван Пантелеевич Мозговенко поделились своими воспоминаниями о Великой Отечественной войне.
Вера Дмитриевна Ныркова в июне 1941 заканчивала 2 курс Московской консерватории по классу фортепиано. Ей было всего 20 лет. Она училась у прославленного пианиста, Александра Борисовича Гольденвейзера по классу фортепиано и Александра Федоровича Гедике по классу органа. Война ее застала в горячую пору летней сессии: девушка вместе со своими друзьями вовсю готовилась к экзаменам. Услышав по радио объявление Молотова о нападении Германии, все жутко переполошились – страшная новость пугала.
Началась эвакуация. Вскоре консерватория опустела. Оставшиеся в Москве студенты, среди которых была Вера Ныркова, желая хоть как-то помочь фронту, стали работать кто где мог. Девушка попала в один из военных госпиталей, где три месяца ухаживала за ранеными. Затем ее перевели в библиотеку консерватории, где она добросовестно трудилась.
«Было очень страшно. Все боялись за свои жизни. Душераздирающие звуки сирены заставляли нас подниматься среди ночи, чтобы скрыться в бомбоубежище. Неизвестно было, вернешься ли ты домой живым и будет ли куда возвращаться», - со слезами на глазах вспоминает это жуткое время Вера Дмитриевна. Часто люди прятались в подвалах собственных домов. Вряд ли такое укрытие можно назвать безопасным.
«Однажды я увидела как недалеко от нашего дома разорвалась бомба. Удар был настолько сильным, что у нас разбились окна.... Все бежали, чтобы спастись. Забирали с собой только самые ценные вещи, с которыми было трудно расставаться. Их укладывали заранее: неизвестно, когда в очередной раз придется прятаться от снарядов. Всякий раз я брала с собой мраморных слоников, которые мне дарили на день рождения друзья и близкие. Однажды мама открыла мою сумочку и, увидев ее содержимое, она сильно удивилась. Я сказала, что самое дорогое что у меня есть — это рояль, но его я не могу взять с собой; и эти мраморные статуэточки».
Пустые прилавки давно перестали удивлять москвичей. Многокилометровые очереди за хлебом, который выдавался по талонам, стали привычными. Голод и разруха воцарились в городе. «Но не смотря ни на что, люди стремились помочь и поддержать друг друга. Общая беда сплотила всех».
Оставшиеся в столице студенты консерватории решили продолжить свое обучение и организовали небольшой филиал, где на фортепианном отделении преподавали Мария Вениаминовна Юдина и Григорий Романович Гинзбург. Наша героиня попала в класс к Г. Гинзбургу. Занятия проходили в общежитии, поскольку отопления в здании консерватории не было.
После сообщения о победе Москва сразу оживилась. Люди выходили на улицы, обнимали друг друга, танцевали. Радовались и плакали. Вскоре вернулась консерватория. Вера Ныркова окончила ее с отличием в 1946 году. Она стала преподавать в хоровом училище им. А.В. Свешникова, которое было перевезено во время войны из блокадного Ленинграда. «Во время войны многие дети осиротели, мне очень им хотелось помочь. Вместе мы проводили с ними много времени вне уроков». Вскоре Вера поступила в аспирантуру. По ее окончании в 1950-м она попала по распределению в музыкально-педагогический институт им. Гнесиных, где работает до сих пор.
Иван Пантелеевич Мозговенко — Народный артист России, профессор. Его жизнь тесно связана с гнесинскими учебными заведениями: он уже много лет преподает в РАМ и МССМШ.
Великую Отечественную войну 17-летний Иван встретил в Свердловске, где учился на 2 курсе музыкального училища им. П.И. Чайковского по классу кларнета. Мальчик настолько увлекался музыкой, что смог освоить все инструменты, которые можно было достать. С юных лет он сам зарабатывал на жизнь: выступал на танцах в составе небольшого эстрадного ансамбля. «Войну я тоже встретил на сцене. Мы тогда играли в доме отдыха, недалеко от Свердловска, - вспоминает Иван Пантелеевич. - Когда пришла эта ужасная весть, я сразу пошел записываться добровольцем. Но мне отказали ввиду возраста».
В это время в Свердловск была эвакуирована Московская консерватория, и по стечению обстоятельств концертмейстером Ивана стала сама Мария Гринберг. Сразу закипела продуктивная творческая работа. Иван переиграл все произведения, ноты которых тогда были доступны. Параллельно с кларнетом, юноша осваивал саксофон. Так он попал в джазовый ансамбль Макса Южного, где требовалось срочно заменить умершего саксофониста. Коллектив часто выступал в тылу.
«Впервые с истинным лицом войны я столкнулся на Орловско-Курской дуге, где находился в составе Уральского добровольческого корпуса. Меня оформили в танковый десант, но очень скоро перевели в медсанчасть, где я довольно быстро начал ассистировать хирургу. Я знал немного медицинское дело: моя мать работала в больнице и параллельно училась на курсах медсестер. Я частенько помогал ей писать конспекты», - рассказывает Иван Пантелеевич.
В то время хирурги работали сутками напролет и буквально валились с ног от усталости. Периодически молодому человеку приходилось проводить операции самому. «Однажды к нам в часть привезли молоденькую девушку, а у нее нога — кровавое месиво. В таких случаях проводится немедленная ампутация. Но мне стало очень жаль девчушку, и мы буквально по косточкам собирали суставы, но ногу удалось сохранить».
Параллельно с работой в медсанчасти юноша играл в джазовом коллективе. Концерты для солдат проходили прямо в поле. «Музыку подбирали по слуху с радио, записывали мелодию, делали инструментовку, репетировали. Было важно поддержать боевой дух солдат».
Иван Пантелеевич дошел до Берлина в составе того же Уральского добровольческого корпуса. Но буквально через несколько дней после капитуляции Германии был отправлен в Прагу, где разгоралось восстание. «По дороге мы оказались в небольшом городке Клингентале. Заняв немецкий госпиталь, мы попросили всех находящихся там врачей покинуть его. Никого не убивали, нам это было не нужно. Через пару дней вновь пришли немцы, хотели нас расстрелять. Но тут вступились те самые врачи и раненые, которым мы сохранили жизнь».
После войны Ивану Пантелеевичу предложили продолжить военную службу, но желание заниматься музыкой было сильнее. В 1946 году он отправился в Москву и поступил вольным слушателем в недавно открывшийся музыкально-педагогический институт им. Гнесиных. Прилежание и природный талант позволили молодому человеку довольно быстро стать полноправным студентом.
С отличием закончив институт у замечательного кларнетиста Александра Леонидовича Штарка в 1951 году, Иван Мозговенко стал первым аспирантом этого учебного заведения. Летом того же года он завоевал первую премию на Международном конкурсе в Берлине. С 1951 года началась педагогическая деятельность Ивана Пантелеевича, которая продолжается и по сей день.
За свои 90 лет И.П. Мозговенко многое успел повидать. Самые интересные подробности его жизни будут достоверно описаны в монографии, которую готовит к изданию его дочь Мария.