31 мая исполняется 149 лет со дня рождения Елены Фабиановны Гнесиной. Вместе со своими сестрами Евгенией и Марией она основала частное музыкальное училище, позже создала ряд других известных учебных заведений и более 70 лет была их бессменным руководителем.
Когда Елене Гнесиной исполнилось 12 лет, она поступила на младшее отделение Московской консерватории в класс педагога Эдуарда Леопольдовича Лангера. Однажды в класс, где она занималась, играя ре-минорный концерт Моцарта, вошел Василий Ильич Сафонов – известный пианист и преподаватель. Он внимательно послушал исполнение Елены Фабиановны и взял ее в свои ученицы, несмотря на то, что преподавал только на старших курсах консерватории.
В 1890 году, когда В.И. Сафонов уже был директором консерватории, он пригласил для преподавания талантливого пианиста и композитора Ферруччо Бузони. В класс знаменитого итальянца попала и Елена Фабиановна. К сожалению, Бузони пробыл в России всего год, но за это время он успел по достоинству оценить талант своей ученицы. «Знаменитый Ферруччо Бузони, – вспоминала Елена Фабиановна, - настойчиво внушал мне мысль о переезде с ним за границу, чтобы впоследствии начать деятельность концертирующей пианистки. Но я тогда была слишком юна для столь решительного шага».
Елена Фабиановна была и талантливым композитором. Свои первые сочинения она показывала А.С. Аренскому, который вел в консерватории класс композиции. Он призывал Е. Гнесину к серьезным, систематическим занятиям, но студентка слабо верила в свои композиторские возможности и не стала профессионально развиваться в этом направлении.
Елена Фабиановна дружила со многими яркими и талантливыми музыкантами – С.В. Рахманиновым, А.Н. Скрябиным, Р.М. Глиэром, Н.К. Метнером, А.Т. Гречаниновым. С большинством из них дружба поддерживалась долгие годы.
После окончания консерватории старшие сестры Гнесины – Евгения и Елена – решили основать частное музыкальное училище. Задача была не из легких: требовались разрешение городских властей и материальные вложения. Никто не давал гарантии, что будет много учеников, и предприятие себя как-то окупит. Но отважные девушки не отступили от своей идеи, и уже в начале февраля 1895 года в Москве открылось «Училище сестер Е. и М. Гнесиных».
Сестры-основательницы прекрасно дополняли друг друга в плане характера. Евгения была очень мягкой, женственной, никогда не спешила с выводами, вдумывалась в каждую деталь вопроса. Елена Фабиановна отличалась решительностью, волевым и очень деятельным характером. «Наш единственный мужчина», - говорили о ней сестры. Неудивительно, что все организационные вопросы Елена Фабиановна сразу взяла на себя.
Помимо прочих дисциплин и руководства училищем, Елена Гнесина преподавала методику игры на фортепиано, которую разрабатывала самостоятельно. Это было новаторством. Подобный курс еще не преподавался даже в консерватории.
Постепенно училище росло, приобретало известность. Чтобы иметь возможность заниматься с многочисленными учениками, деятельные сестры сняли небольшой особняк на Собачьей площадке, 5. Здесь семья Гнесиных и их учебное заведение прожили более полувека. Жизнь была очень насыщенной: с утра занятия с учениками, а вечером – встречи с друзьями, знакомыми, совместное музицирование, чаепитие, обсуждение прочитанных книг и музыки. Продолжалась дружба с Рахманиновым, Скрябиным, консерваторскими преподавателями – Кашкиным, Танеевым, Сафоновым. Часто навещали училище Глиэр, Гречанинов.
Александр Борисович Гольденвейзер всегда присутствовал на выпускных экзаменах училища. Елена Фабиановна называла его «наш крестный отец». Когда гнесинцы поступали в консерваторию, он внимательно следил за их результатами. И в случае успешных ответов всегда говорил: «Сразу видно, что это с Собачьей площадки, 5».
Елена Фабиановна всегда была очень энергична, поэтому неудивительно, что она стала депутатом Московского Cовета. Многие к ней шли с личными просьбами, заботами и бедами. Е.Ф. Гнесина не отказывала никому, всем старалась помочь по мере собственных сил. Она искренне верила людям и даже не допускала мысли, что кто-то ее может обмануть. Однажды к Елене Фабиановне пришел незнакомый человек, который уверял ее в том, что потерял в дороге свой чемодан. Тотчас же она выдала ему денег и какие-то вещи, а на сомнения и упреки сестер очень сердилась.
К своим ученикам она относилась строго и требовательно. И чем талантливее был ученик, тем больше ему доставалось. Как вспоминает пианист К. Виноградов, который учился в классе Елены Фабиановны, строгая преподавательница уделяла огромное внимание посадке за инструментом. «Сколько раз Елена Фабиановна повторяла с настойчивостью, присущей, пожалуй, только ей, что сидеть надо прямо, собранно и, вместе с тем, свободно и ненапряженно. На моих нотах «Прялки» из «Летучего голландца» Вагнера-Листа во всю первую страницу широким характерным почерком Елены Фабиановны было написано: «Не гнуться!!!»
Уделяла она пристальное внимание и таким «мелочам», как выход на сцену, своевременный поклон, походка пианиста.
Отношения с учениками складывались очень дружественно. Многие приходили к Елене Фабиановне во внеурочное время за советом или помощью. И на всех у нее хватало внимания. Всех помнила. Обо всех заботилась.
За годы существования гнесинских учебных заведений их окончили тысячи талантливых учеников. Одни из самых знаменитых выпускников – Е. Светланов, М. Таривердиев, В. Федосеев, Т. Докшицер, Л. Зыкина, Д. Тухманов и многие другие.
Сегодня музыкальные учебные заведения, носящие имя семьи Гнесиных, широко известны в России и за рубежом и ценятся качеством подготовки музыкантов-профессионалов. Их выпускники с легкостью продолжают свое образование в лучших мировых ВУЗах . Безусловно, это происходит благодаря той сильной традиции, заложенной Еленой Фабиановной, которая не покладая рук трудилась во благо своих детищ.