В течение трех дней все желающие могли послушать лекции Артема Артемовича, сопровождавшиеся практическим подробным разбором произведений, поучаствовать в живой дискуссии, а также самим представить свой опыт смыслового анализа любимого сочинения.
Степан Игнатьев (III курс):
- Для меня Смысловой анализ открыл по-новому многие стороны искусства. Он ставит вопросы: Что есть музыка? Какое послание выразили композиторы в своих произведениях? С помощью точнейших подробностей Артем Артемович раскрывает всю глубину чувств и мыслей, вложенных в музыку ее автором. Например, разбирая Arioso dolente их 31-ой сонаты Бетховена, он, говоря о значимости медленного темпа, тональностей, динамики, приходит к выводу, что великий композитор точно и правдиво выразил глубокую скорбь не только благодаря яркости образа, но и благодаря его подробности, глубинности передачи чувства. То и другое неразрывно связано друг с другом. Например, в Этюде-картине es-moll С.В. Рахманинова образ бурного океана связан с трагическими переживаниями автора в тяжелую для России пору.
Время – вещь неумолимая, и каждая многочасовая встреча пролетала как один миг – в обсуждениях и осмыслении новой информации. Действительно, заявленные для беседы темы чрезвычайно важны, прежде всего, для формирования творческого подхода к исполнению музыки. Среди обсуждаемых тем были затронуты следующие:
- Как соединить опыт практического чтения и осмысления нотного музыкального текста с исполнительской интуицией и практическим применением музыкально-теоретических и смежных знаний;
- Проблема «неизбежного», «дозволенного» и «недозволенного» в интерпретации.
На вопрос «внесли ли советы А.А. Агажанова новые черты в ваше исполнение?» отвечает Рена Фахрадова (III курс), одна из участниц мастер-класса:
- Думаю, всем исполнителям полезно услышать мнение "извне", людей, которые слышат тебя впервые. Это было очень интересно, тем более, что Артем Артемович иногда обращает внимание, как кажется на первый взгляд, на всем понятные вещи, на которые очень большое число исполнителей просто не обращают внимание, считая их само собой разумеющимися. Очень понравилась его манера исполнения. Она в очень многом расходится с нашими ученическими канонами, что придает ей какую-то необычность. Невольно начинаешь задумываться о нужности выполнения этих самых правил – так все логично, и так «цепляет».
На самом мастер-классе акцент и был поставлен на обращение внимания на то, что многие пропускают, считая и так получающимся. Очень интересно и полезно было услышать другое мнение. Это расширяет кругозор: что, например, не обязательно тут играть именно так, есть гораздо лучшие и более правильные варианты, о которых ты просто не подумала. Поэтому большое спасибо, в первую очередь, Артему Артемовичу за такой интересный цикл лекций, и, конечно, спасибо организаторам мероприятия!
Видео лекций и мастер-класса скоро появятся на сайте школы.
Следите за обновлениями!