Группа включала в себя более тридцати педагогов фортепиано из ДМШ и ДШИ Ярославля и Ярославской области.
Программа, предложенная слушателям курсов, была насыщенной и разнообразной. Учитывая предварительные пожелания и заявки участников группы, организаторы составили ее из мастер-классов по концертмейстерскому мастерству и по специальному фортепиано. Также программа включала экскурсию по школе с посещением мемориальной комнаты и обзор методических работ преподавателей МССМШ.
Перед слушателями выступили опытные преподаватели с многолетним стажем работы в МССМШ, в прошлом выпускницы нашей школы и ГМПИ (ныне РАМ) им. Гнесиных – Марианна Шалвовна Шалитаева и Лидия Александровна Григорьевна. Работая в школе с конца 70-х – начала 80-х годов, они являются ведущими педагогами по классу специального фортепиано, ведут активную методическую деятельность. Л.А. Григорьева – член экспертной группы по фортепиано Главной аттестационной комиссии Департамента культуры г. Москвы. М.Ш. Шалитаева многие годы работала в Московской государственной академической филармонии, подготовила десятки сольных и камерных программ, регулярно проводит циклы концертов с комментариями. С 1994 года Марианна Шалвовна является также заведующей отделом концертмейстерского класса.
На занятии по концертмейстерскому классу Марианна Шалвовна представила работу с тремя студентами – первокурсницей Марией Тимошенко, третьекурсниками Реной Фахрадовой и Степаном Давидюком. Они выступали с Еленой Золотовой – певицей-иллюстратором МССМШ им. Гнесиных и преподавателем МГК им. П.И. Чайковского.
Мастер-класс начался с работы над романсами С. Рахманинова «О нет, молю, не уходи», «В молчаньи ночи тайной», «О, не грусти». Марианна Шалвовна посоветовала Марии Тимошенко играть с большей долей причастности, эмоциональнее, не индифферентно, добиваться баланса с певицей, активнее поддерживать вокальную партию.
Марианна Шалвовна подчеркнула, что очень многое зависит от вступлений и заключений романсов. Фортепианное вступление эмоционально настраивает публику. Так, во вступлении романса «О, не грусти» нужно создать настроение безысходности, огромного сожаления, продекламировать на фортепиано мелодию будущей вокальной партии. Преподаватель просит ученицу не играть слишком ритмично, «оттягивать» сильную долю, играть ее с некоторым опозданием, как это затем делает певица.
Марианна Шалвовна рассказала о прекрасном концерте, который посетила много лет назад – одном из первых сольных концертов Д. Хворостовского. Концерт проходил в КЗ им. П.И. Чайковского и включал романсы Чайковского и Рахманинова. За роялем в тот вечер был О. Бошнякович. Особенно запомнились его изумительные, «говорящие» вступления и заключения романсов.
Студенты III курса показали аудитории свои экзаменационные программы по концертмейстерскому классу.
Программа Р. Фахрадовой включала романс Керубино «Сердце волнует жаркая кровь» из оперы В. Моцарта «Свадьба Фигаро», песню Ф. Шуберта «Девушка и смерть», а также «Черную шаль» и «Хоту» из цикла М. де Фальи «7 испанских народных песен».
Преподаватель психологически настраивает студентку на будущее выступление перед государственной комиссией, подчеркивает место и роль каждого номера в программе. В образе Керубино педагог советует больше подчеркнуть беззаботность, юность. В работе над «Девушкой и смертью» Марианна Шалвовна советует больше и внимательнее прослушивать мелкие длительности, вспоминая в связи с этим совет Р. Вагнера: «Позаботься о мелких нотах, потому что крупные ноты сами о себе позаботятся». Музыку де Фальи педагог советует играть более ритмично, представить себе, что публика в такт хлопает в ладоши, отстукивает сильные доли каблуками.
Программа С. Давидюка включала арию А. Вивальди из оперы «Баязет», песни Р. Шумана «Прощание пастуха» и «Песочный человечек» из вокального «Альбома для юношества», романс С. Рахманинова «На смерть чижика». Отметив концертмейстерскую чуткость, музыкальность и прочувствованность исполнения, преподаватель высказывает замечания по стилю, советует не играть музыку Вивальди излишне романтично, экспрессивно, умерить и сдержать эмоции. При исполнении арий нужно помнить, что фортепианная партия передает звучание оркестра, необходимо представить себе звучание разных инструментов, оркестровую фактуру, знать особенности оркестровки произведения, постараться передать их в исполнении на фортепиано. Романс Рахманинова педагог советует играть более мужественно, не растекаясь «мыслью по древу».
Марианна Шалвовна рекомендует студентам во время разучивания фортепианной партии петь вокальную, чтобы научиться соблюдать законы певческого дыхания, не спешить, дать певцу возможность вздохнуть.
Вслед за концертмейстерским мастер-классом работу с учениками своего фортепианного класса продемонстрировала Л.А. Григорьева. По просьбе организаторов курсов Лидия Александровна сделала акцент на актуальных для педагогов ДМШ и ДШИ вопросах обучения дошкольников, младших школьников и учащихся средних классов. В мастер-классе принимали участие Георгий Сандуляк (первый год дошкольного обучения), Маша Дмитриенко (1 класс), Лиза Спирина (7 класс), Алихан Кундухов (8 класс).
Лидия Александровна затронула разные компоненты программы по фортепиано и показала работу над разными жанрами – гаммами, этюдами, полифонией, пьесами. Внутри каждого вида программы преподаватель прочертила линии развития от класса к классу, от ступени к ступени. В изучении полифонии – постепенное движение от «Нотной тетради А.М. Бах» через Маленькие прелюдии, Инвенции, Французские сюиты – к Прелюдиям и фугам ХТК. В этюдах – продвижение от инструктивных этюдов к концертному романтическому репертуару. Лидия Александровна посоветовала педагогам при подборе репертуара не тратить время и силы ученика на музыку недостаточно высокого художественного уровня.
Л.А. Григорьева рассказала о своем богатом опыте проведения мастер-классов в разных городах и странах, о системе экзаменов по специальности и экзаменационных требованиях в МССМШ, затронула широкий круг вопросов – организацию домашних занятий учащихся, воспитание навыков чтения с листа.
Кульминационным завершением мастер-класса стало исполнение учениками Лидии Александровны русских и зарубежных романтических пьес – «Жаворонка» М. Глинки – М. Балакирева, «Гондольеры» из цикла Ф. Листа «Венеция и Неаполь» и Фантазии на тему оперы Д. Верди «Риголетто».
После мастер-классов преподаватели с интересом осмотрели исторические фотографии и экспонаты мемориальной комнаты МССМШ, познакомились со страницами истории Гнесинских учебных заведений, узнали подробности истории дома на Знаменке, 12. Желающие имели возможность приобрести комплект мультимедийных дисков по фортепиано, созданный в МССМШ.
Желаем преподавателям, посетившим нашу школу, успехов в работе и надеемся на дальнейшее сотрудничество с Учебно-методическим и информационным центром работников культуры и искусства Ярославской области.
Материал подготовила А. Занкова