Сьюзан Милан окончила Королевский колледж музыки в Лондоне, будучи его стипендиатом. Внесла большой вклад во флейтовый мир как сольная и камерная исполнительница, солистка ведущих оркестров, преподаватель и методист. Сьюзан выступает с крупнейшими британскими оркестрами, в составе ансамблей, активно гастролирует по Европе, США, Австралии и др.
Благодаря ей состоялись многочисленные мировые и британские премьеры.
Сьюзан Милан является автором методических работ по технике игры на флейте и других публикаций.
В интервью флейтистка поделилась своими впечатлении о «Гнесинской десятилетке», рассказала о своей творческой карьере, а также дала подрастающим талантам несколько ценных советов на будущее:
Вы впервые в Москве, но уже успели принять участие в концерте, провести мастер-классы, пообщаться с учащимися нашей школы. Какие у Вас остались впечатления?
С.М.: Это мой первый визит в Россию, я очень рада услышать здесь таких замечательных молодых музыкантов. Меня очень впечатлила эта прекрасная школа и невероятная система музыкального образования. В Англии у нас есть только три специальные музыкальные школы. В лондонских колледжах и консерваториях есть подготовительное отделение для юных исполнителей, но обучение там проходит только по субботам. Я поступила на подготовительное отделение Лондонского королевского колледжа в 12 лет. Тогда же начала играть в молодежном оркестре – в Англии широко распространены оркестры, в которых участвуют исключительно дети до 18 лет – они есть в каждом графстве.
Вам повезло учиться у замечательных преподавателей. Как проходили Ваши с ними уроки?
С.М.: Мой преподаватель, Джеффри Гилберт, говорил мне: «Каждое утро играй гаммы. Просыпайся, чисть зубы, а затем играй гаммы». Я училась у него один год, и это был феноменальный опыт. Все время мы работали с ним только над техникой, я занималась по 7 часов в день в течение года. Без этого я бы не достигла того, что смогла.
Другой мой педагог, Марсель Моис, наоборот, на мастер-классах не затрагивал вопросы техники. Он говорил о восходе солнца, сиянии луны, танцах вокруг костра – то есть об умении показать ту или иную краску звука, словно это река, птицы в небе или что-то еще. Он потрясающе умел вдохновлять студентов, используя красочные образы. Ему было 80, когда я брала у него уроки, а он постоянно пел и танцевал.
Таким образом, Джеффри – мой источник вдохновения в плане техники игры, а Марсель – музыкального языка. Я очень рада, что смогла взять уроки у них обоих.
Вы из музыкальной семьи?
С.М.: Нет, мои родители были гражданскими служащими, но я слышала в детстве классическую музыку, например, записи Карузо. Потом я начала учиться в государственной начальной школе, которая оказалась удивительно тесно связана с музыкой. В обучении делался акцент на культурном воспитании детей – там была и драма, и музыка, много занятий по рисованию. Такие школы назывались «школами свободного выражения» («free expression schools»).
Мне исполнилось 9 лет, когда я впервые взяла в руки деревянную флейту, мой учитель был кларнетистом. Первой пьесой, которую я выучила, стала соната Гайдна. Я вообще никогда в жизни не играла плохой музыки.
В 10 лет я начала учиться играть на фортепиано, чтобы поступить на подготовительное отделение Лондонского королевского колледжа – таковы были условия зачисления. За 6 недель я смогла выучить и исполнить только «К Элизе» на слух. В итоге я не поступила из-за слабого фортепиано.
Потом мой учитель попросил Джона Фрэнсиса, одного из профессоров того самого колледжа, устроить мне прослушивание. Его жена была пианисткой, поэтому она тоже прослушала меня. Джон Фрэнсис помог мне изменить амбушюр, потому что я начинала с кларнетового, и вместе с женой они давали мне бесплатные уроки в течение года, проявив большую доброту и став моими музыкальными «родителями».
После этого я поступила, куда хотела, а в 16 лет получила стипендию на обучение в колледже. В тот момент мой отец пришел к Джону Фрэнсису и сказал: «Как Вы думаете, может быть, все-таки ей стоит поучиться на секретаря? На всякий случай». А Джон Фрэнсис ответил: «Ей всего 16, и она только что получила стипендию. У нее все будет в порядке».
Вы стали первой женщиной-исполнителем в Королевском лондонском филармоническом оркестре. Как это произошло?
С.М.: Окончив Гилдхоллскую школу музыки и театра, я была неопытной и очень молодой. В 21 год я успешно прошла прослушивание на должность первой флейты в оркестре «Борнмутская симфониетта». После трех с половиной лет работы я соскучилась по Лондону. В то время женщине было сложно найти там работу в оркестре. Я знала, что Лондонская филармония ищет флейтиста, и, честно говоря, почти потеряла веру в себя, но кто-то сказал, что нужно попробовать. Я прошла прослушивание, а потом собиралась в Америку на три недели. Меня предупредили, что если я уеду, то могу забыть о той должности в филармонии. Я особенно не надеялась на то, что получу ее, но после возвращения они все же приняли меня. В Англии нельзя просто получить работу, необходим испытательный срок – у меня он длился 4 месяца, а потом я осталась в оркестре на 8 лет, до рождения сына.
Что вы считаете своим главным профессиональным достижением?
С.М.: Судьбу. Благодаря тому, что необходимо было менять профессиональный путь, мне удалось многое попробовать, открыть для себя. Например, я сейчас не играю много в оркестре, но игра в камерном составе стала для меня захватывающим и плодотворным опытом.
Расскажите, пожалуйста, об идее музыкального Фестиваля британских островов, организатором которого Вы являетесь.
С.М.: Задумывая фестиваль, я хотела дать юным музыкантам возможность получить конструктивный исполнительский опыт. Многим студентам действительно не хватает такого опыта, в колледжах нет возможности выделить большое количество времени на каждого человека.
Мне хотелось, чтобы юные таланты поучились не только тому, как играть для публики, но и как вести себя на сцене, во время репетиции, быть дипломатичными. Важно помогать людям научиться сотрудничать вместе, думать не только о себе, но и обо всех, кто исполняет музыку вместе с тобой. Таким образом я решила создать этот фестиваль, пригласив молодых музыкантов из самых разных стран – Молдовы, Коста-Рики, России, Венесуэлы, Египта, Бразилии… Этим летом они все приедут в Великобританию, объединятся в ансамбли, будут учиться у высококлассных преподавателей, профессоров, а потом исполнять музыку перед слушателями. Думаю, что для многих из них подобный опыт может стать поворотным моментом в жизни. Это уже девятый по счету фестиваль, в нем примут участие более 70 участников из 28 стран по разным музыкальным специальностям.
Некоторые после фестиваля объединяются в камерные коллективы. Это интересный профессиональный путь, альтернатива игре в оркестре, где не всегда просто найти работу.
Какие общие советы Вы бы дали юным музыкантам, чтобы они могли максимально раскрыть свой потенциал?
С.М.: Уровень образования в этой школе действительно очень хороший. Учащиеся будут продолжать расти профессионально, но первое, на что хотелось бы обратить внимание – постарайтесь не брать за основу интерпретации, записанные профессиональными музыкантами. Вам нужно всегда прежде всего учиться у самой музыки, а не у других исполнителей. Почувствуйте замысел композитора, потому что наша обязанность, как музыкантов, не менять, а суметь детально передать то, что хотел сказать автор.
Во-вторых, используйте оригинальные редакции произведений, особенно это касается французского репертуара, так как существует много плохих редакций.
Если композитор дал указание точного темпа, обратите на это внимание, ведь он сделал это по какой-то причине. Будьте аккуратны, замечайте и анализируйте все, что подсказывает вам автор сочинения.