Всего три дня в прекрасной стране с богатой культурой и историей – достаточно, чтобы ребята окунулись в другую жизнь и растворились в радостных ощущениях, позабыв о повседневности. Интересно, что об этих кратких гастролях все рассказывают с воодушевлением и благодарностью, но при этом каждый смог найти собственное маленькое «сокровище» – ценное воспоминание – и увезти с собой.
Полина Галуза (скрипка):
Поездка была замечательной. Нас очень тепло встречала публика – возможно, еще и потому, что мы исполняли сочинения итальянских композиторов. Было так приятно – все слушали нас внимательно, а в конце аплодировали, стоя. Организаторы устроили отличную экскурсию по побережью – я получила море впечатлений. Эти три дня были словно вечностью в другом мире.
Сережа Хворостьянов (фагот):
Меня больше всего впечатлил первый концерт. Он проходил в церкви, и поскольку мы играли музыку эпохи барокко, с такой акустикой она звучала божественно.
Ульяна Ловчикова (клавесин)
Мы получили уникальную возможность исполнять произведения в тех условиях, для которых они были написаны много веков назад. Благодаря усилиям организаторов нам были предоставлены замечательные инструменты, например, клавесин. После концерта итальянские слушатели подходили к нам и радовались, что в России есть люди, которые играют на этом старинном инструменте.
Настя Петрова (виолончель):
Хочется отметить первый концерт. Условия были непростыми – в церкви изначально было довольно холодно, но во время концерта мы перестали обращать на это внимание, почувствовав единение с публикой.
Ира Матвеева (скрипка):
Мы попали в живописное, вдохновляющее место. Когда я услышала, как разговаривают итальянцы, то стало более понятно, как играть итальянскую музыку, ведь интонации речи отражаются в ней.
Даниэлла Бешуля (скрипка):
Время, проведенное в Италии, было незабываемо! Спасибо огромное Михаилу Сергеевичу и всем организаторам за такое прекрасное путешествие!
О своих впечатлениях, а также о том, как проходило планирование поездки, рассказал директор школы, художественный руководитель и дирижер «Гнесинских виртуозов» Михаил Сергеевич Хохлов:
- Михаил Сергеевич, как возникла идея выступить именно в Италии?
- Мне давно хотелось организовать концерты наших ребят для итальянской публики, потому что в Италии обучение детей музыке не предусмотрено в таком профессиональном ключе, как в России. У нас дети могут сначала обучаться в музыкальной или специальной музыкальной школе (как МССМШ им. Гнесиных), затем окончить колледж, а после колледжа – вуз. Таким образом ребята уже в юном возрасте имеют возможность научиться профессионально владеть инструментом, и я подумал, что итальянским специалистам было бы интересно увидеть достижения учащихся Гнесинской школы.
Часто бывает так, что сначала появляется идея, а потом и люди, которые ее реализовывают. В данном случае обстоятельства сложились таким образом, что идея превратилась в конкретный проект.
- Много ли прошло времени от идеи до ее воплощения?
- Примерно полгода. Обычно это планируется гораздо дольше – за два года или год.
- Кто помогал в организации поездки?
- Участвовать в проекте обмена детскими коллективами между Россией и Италией нам предложил Фонд «Катюша». Другой спонсор, Международный благотворительный фонд В. Спивакова, частично оплатил билеты для всего коллектива. Мы очень благодарны фонду В. Спивакова, фонду «Катюша» и итальянским коллегам, которые сделали эту поездку возможной.
- Какую роль сыграли в проекте коллеги из Италии?
- Они взяли на себя основные расходы по пребыванию оркестра, организацию концертов, рекламы и экскурсий.
- Полеты прошли удачно?
- Нам не удалось взять билеты для всех на один рейс, поэтому мы прибыли в Италию несколькими группами. Тем не менее, это было в один день. В общей сложности мы находились там 5 дней – с 24 по 28 апреля. За пять дней у нас состоялось два концерта – в церкви Сан-Джованни Батиста в городе Ангри и в консерватории Николо Сала в городе Беневенто. В Италии «консерватория» – более расширенное понятие, нежели в России: это и школа, и колледж, и учебное заведение для взрослых людей.
- А как проходил отдых?
- Жили мы в небольшом городке Сан-Северино в районе Неаполя, недалеко от Рима, в сторону западного побережья страны.
Один день у нас был свободным, мы побывали на знаменитом Амальфитанском побережье. Некоторые ребята даже не удержались и пошли купаться, несмотря на то, что на пляже было довольно холодно. Кроме того, ребята посмотрели достопримечательности – погуляли в Риме, посетили музей под открытым небом в Помпеях.
- Гнесинцы выступили успешно?
- У меня очень хорошие впечатления об этом конкретном составе коллектива оркестра. Состав сегодня в хорошей форме, программа у них в руках, они постарались, все выучили. Очень хорошо себя показали солисты.
Не только популярная музыка, но и все произведения вызвали положительный отклик у итальянской публики.
- Каково сотрудничать с итальянскими коллегами?
- Конечно, у них немножко другая ментальность, есть, с чем сравнить. Например, если в Германии и Японии все точно, пунктуально, то Италия в этом отношении более свободна. Если тебе говорят "в 3", то это может означать в 3:10, 3:20, 3:30... Расписание может изменяться в процессе самого мероприятия. Но организовано все было с вниманием: мы все успели, никуда не опоздали. Главное, что ребята не просто довольны, а очень довольны тем, что удалось побывать и поиграть в такой замечательной стране.
Скоро «Гнесинских виртуозов» ожидают новые европейские гастроли! В августе оркестр отправится в Германию, где представит большую программу – Девятую симфонию Ф. Шуберта, увертюру «Гебриды, или Фингалова пещера» Ф. Мендельсона, а также сочинение, которое будет написано немецким композитором специально для «Виртуозов». Оркестр выступит в Берлине в Комише-опер вместе с берлинским ансамблем Эвритмии.