Все возможности первого кларнета отечественного производства были с успехом продемонстрированы на концерте в МССМШ им. Гнесиных. Исполнительское искусство на сцене показали яркие кларнетисты – Евгений Петров, Дмитрий Лиманцев, Александр Горбачев, Антон Прищепа. Одним из самых запоминающихся стало безупречное выступление кларнетиста Руслана Шмелькова из «New Moscow Ensemble» – в течение нескольких минут он изображал жужжащую пчелу непрерывным звуковым вихрем. Сам Владислав Гончаров, под чьим чутким руководством создавался новый кларнет, также принял участие в концерте, сыграв не только на новинке, но и на одном из самых внушительных по размеру и тембру представителей деревянных духовых – бас-кларнете. Свою лепту внесло и подрастающее поколение. САНК–квартет в составе учащихся «Гнесинской десятилетки» – Александра Макарцева, Андрея Рязанцева, Ники Кругловой и Ксении Мельник – исполнил «Триптих для четырех кларнетов» А. Прищепы.
Кларнет блистал не только соло, но в ансамбле с фортепиано, саксофонами, струнными, флейтой. Для этого организаторам удалось пригласить прекрасных, чутких и темпераментных музыкантов, в числе которых – Зоя Вязовская (флейта), Денис Освер (гобой), Владимир Устьянцев (саксофон) и др.
Так что же думают специалисты по поводу первого российского кларнета, на создание которого потрачено немало ресурсов? Своими впечатлениями поделился кларнетист, композитор, преподаватель МССМШ имени Гнесиных Антон Анатольевич Прищепа:
- Антон Анатольевич, справедливо ли утверждение, что это первый конкурентоспособный кларнет российского производства?
- Я знаю, что единственные кларнеты, которые существовали на территории России за последние 100 лет, производились на Ленинградской фабрике музыкальных инструментов. В принципе, в музыкальном мире они не котировались, на них играли только те, у кого не было возможности достать что-то другое, потому что в Советском союзе был дефицит.
Думаю, что за последние 20 лет на территории России ни одного кларнета сделано не было.
Изначально Владислав и его коллеги ориентировались на студенческие модели, которые выпускаются различными фирмами. В том числе есть французская фирма «Buffet», предлагающая модели для школьников, студентов – примерно на этот уровень инструментов был рассчитан кларнет «Ателье Гончарова». Они хотели занять нишу, актуальную для музыкальных школ, начинающих исполнителей, потому что в связи с нынешней кризисной ситуацией и валютным курсом цены именно на эти инструменты взлетели до небес. Если раньше они стоили 50 000 рублей, то сейчас – 120 000. Конечно, это совершенно неподъемная сумма, поэтому появление инструмента отечественного производства оказался действительно насущным.
В итоге кларнет «Ателье Гончарова» получился даже лучше, чем того ожидали. Может быть, за счет особо тщательного отбора дерева и того, что пока это практически всё – ручная работа, тонкий тюнинг. Владислав также сам разработал новые подушки, которые не издают никакого стука и очень долговечны.
- На презентации Вы вышли на сцену с кларнетом «Ателье Гончарова». Каково было на нем играть?
- Я доволен своим собственным кларнетом, но на инструменте Гончарова мне интонационно было удобнее строить с роялем, с другими инструментами, а для духовых интонационная точность – один из самых важных критериев.