Что такое эвритмия?
Прежде чем перейти к рассказу о поездке в Германию, нужно прояснить, чему же посвящено мероприятие, частью которого стали гнесинцы.
Эвритмия – удивительное творческое направление, которое существует около 100 лет. Ее суть – движения, то есть хореография и жестикуляция, с помощью которых можно выражать слова и музыку. Эвритмию рассматривают и как исполнительское искусство, и как особый метод арт-терапии. Организаторы «What moves you?» убеждены в том, что эвритмия помогает детям развивать собственную индивидуальность, умение принимать решения в повседневной жизни, способствует здоровью, правильному балансу между сознанием, сердцем и частями тела, то есть гармонии души и тела.
Проект «What moves you?» существует уже 5 лет и собирает большую аудиторию участников и зрителей. «Гнесинским виртуозам» там всегда рады.
Михаил Сергеевич, расскажите о проекте «What moves you?». В чем его идея и какое отношение к нему имеют гнесинцы?
Первый совместный проект состоялся в 2012 году, затем – в 2014-м, и теперь – в нынешнем. Это мероприятие Вальдорфской школы в Берлине, которая вот уже в третий раз собирает со всего мира молодых эвритмистов и приглашает наш оркестр и меня для музыкального руководства этим проектом. В течение недели мы совместно репетируем для того, чтобы соединить музыкальный материал, который мы подготовили, с движениями хореографов. Это очень важный репетиционный процесс, потому что если для нас игра накануне и в период этих репетиций мало отличается по темпам, то для эвритмистов это существенное различие – ведь изначально они двигаются под аккомпанемент фортепиано. Учитывая то, что в этом году для представления было выбрано такое крупное произведения Франца Шуберта, как Девятая симфония, то понятно, что пианист-иллюстратор не в силах не только полностью сыграть всё, что написал Шуберт для оркестра, но даже исполнить это в нужном темпе.
В первый день знакомства эвритмисты представили нам, как они двигаются под звучание рояля, а мы со своей стороны без их участия показали, как исполняем эту симфонию в оркестровом варианте. Для них это было полным изумлением, потому что, во-первых, они вживую услышали принципиально другое звучание этого произведения по сравнению с фортепианным вариантом, а во-вторых, мы играем в темпах, указанных автором, а это гораздо подвижнее.
Наше выступление вызвало бурю восторга. Дальше пошла совместная работа: танцующие увеличивали скорость своих движений, пытаясь «догнать музыку». Должен сказать, что постепенно все сдвинулось и на 5-й день репетиций приобрело вполне законченный вид. Спектакли прошли действительно хорошо, в очень престижном месте – «Комише Опер». Причем оба – при полном аншлаге, несмотря на то, что выступления шли подряд, вечером в субботу и утром в воскресенье. Публика долго не отпускала артистов, отдельно были отмечены заинтересованность, энергия молодого коллектива, качество игры, слаженность, выверенность баланса звучания, что, как мне сказали звукооператоры, получается не у всех оркестров, выступающих в «Комише Опер».
Были какие-нибудь курьезы, связанные с выступлениями?
Мы сидели в оркестровой яме, эвритмисты находились на сцене. В связи с тем, что акустика в зале отличается от той, которая обычно бывает на филармонических площадках, нам посоветовали поменять рассадку оркестра. Справа от меня сидели альты, чуть левее – виолончели, за ними в центре стояло три контрабаса, справа в глубине – литавры и медь, а вся группа деревянных духовых разместилась за скрипками слева. Учитывая то, что в яме довольно темно, и видны только лампочки от пюпитров, то, когда я по привычке хотел показать вступление какому-то солисту, я не находил его на «нужном» месте и искал блуждающим взглядом. Это довольно забавное ощущение. Пришлось быстро осваиваться с новой рассадкой, чтобы управление было адресным, а не общим, как это иногда бывает у дирижера.
Вы сказали, что было много хороших отзывов об оркестре. А какой отзыв оставили бы Вы сами?
Должен сказать, что все показали себя с наилучшей стороны, я доволен ребятами, работой и поведением, потому что 45 человек за рубежом – всегда надо быть начеку. Тем не менее, у нас не было никаких ЧП, накладок, все с уважением и ответственностью подошли к тем обязанностям, которые на них возлагались с точки зрения и творчества, и поведения. Порадовали ребята и в человеческом плане. Собственно, не припомню, чтобы в нашем оркестре было по-другому.
Насколько мне известно, в этом году специально для проекта «What moves you?» было сочинено новое оркестровое произведение. Как прошла премьера?
Да, особенность этого проекта еще и в том, что кроме крупной симфонии Шуберта, длительностью почти час, мы исполняли еще два произведения, одно из которых было специально написано для этого проекта, это «Ричеркар 5» Роланда Биттмана. Он настолько переживал по поводу правильности и качества исполнения своего произведения, что специально прилетел накануне в Москву, чтобы лично послушать, как мы играем и дать советы мне и музыкантам, как точнее проникнуть в суть его сочинения.
Должен сказать, что скептицизм относительно этой музыки, который присутствовал поначалу, сменился положительными ощущениями. Публика приняла его очень тепло. Нам действительно удалось уже в Берлине выстроить эту медленную 12-минутную пьесу по форме. Дело в том, что, во-первых, в Москве было очень мало времени на репетиции: первые три дня ушло на выяснение несоответствия нотного текста в партиях и партитуре. Во-вторых, у нас в школе нет полного набора гонгов, которые являются центральными инструментами в этом произведении. Вместо них мы использовали колокола, что, конечно, возможно, но по тембру и громкости они не создают нужного эффекта. В Берлине были гонги, и сразу стало ясно, как они важны. Замена инструмента, конечно, улучшила форму и повлияла на интерпретацию.
Чем именно Вас заинтересовал проект «What moves you?»?
Для меня всегда интересно показать молодому поколению, что можно сделать вместе, и сделать хорошо. Мне кажется, это очень важно для их будущего, потому что большинство, скорее всего, будет играть в оркестре. Кроме того, когда человек понимает, что он – часть целого, то более уважителен к своим партнерам, к себе, более ответственно относится к той функции, которую выполняет сам, достигая общей цели. Это важный психологический момент и для самоутверждения, самооценки, и для того, чтобы понять, что ты не один в этом мире. В составе творческой группы можно достичь очень высоких результатов. Еще мне всегда хочется без нравоучений расширить ребятам кругозор, показать новую обстановку, уклад жизни, в частности, зарубежной, взаимодействие людей, бытовые взаимоотношения, потому что человек состоит не только из элементов творчества и работы. Есть множество других вещей в жизни, благодаря которым мы ее лучше понимаем и узнаем: привычки, характеры людей, как себя вести среди них, ведь все такие разные. В конце концов, мы находим настоящих, верных друзей, возможно, на всю жизнь.
И еще очень важный момент для школы в принципе: «Гнесинские виртуозы» приглашены на международный проект, мы не тратим на это деньги государства, это не наша личная инициатива с привлечением спонсоров, а признание высокого уровня и заслуг нашего оркестра, всей Гнесинской школы.
Беседовала П. Полянская