Студентка I курса МССМШ имени Гнесиных Полина Тарасенко (15 лет, тромбон, класс доцента МГК им. П.И. Чайковского А.В. Нянькина) стала лауреатом II степени конкурса имени Т.А. Докшицера в группе «Средние специальные учебные заведения», а учащийся 6 класса Александр Рублев (труба, класс заслуженного артиста РФ, профессора РАМ им. Гнесиных В.И. Пушкарева) получил Гран-при.
Так как 11-летний Александр Рублев по возрастным критериям не соответствовал ни одной из категорий конкурса, он соревновался в группе студентов колледжа в возрастной группе от 16-19 лет, сумев опередить всех остальных участников и покорить жюри!
Преподаватель Александра, Владимир Иванович Пушкарев, рассказал о конкурсе имени Т.А. Докшицера и о том, что, по его мнению, может позволить юным трубачам достичь великолепных результатов на пути их профессионального становления:
«Конкурс носит имя Докшицера, поэтому для нас, исполнителей на медных духовых инструментах, это знаковый конкурс. Имя и творчество Т.А. Докшицера известно во всем мире, он имеет свое лицо. Слушая запись, можно сразу узнать его звучание. Он обладал чистейшим звуком, прекрасной техникой, трактовал произведения так, как может только высочайший мастер. Не зря его часто сравнивают с вокалистами: говорят, что вокалисты порой не могут спеть музыку так, как он мог «спеть» на трубе. Судя по его записям, труба может соперничать и со скрипкой.
Конечно, подготовиться к этому конкурсу было важно, но, к сожалению, его учредители не предусмотрели номинацию для учащихся средних специальных музыкальных школ. Программа Саши Рублева была подготовлена соответственно уровню студентов колледжа. Посмотрев требования к достаточно сложной программе, я решил, что при правильном подходе мы сможем ее подготовить.
Члены жюри сразу отметили музыкальность, подготовленность, а самое главное – высокую культуру фразировки, штрихов, музыкального отношения к произведениям разных стилей. Буквально за неделю до этого Саша был в Италии и там получил I место на конкурсе, тоже соревнуясь с более старшими музыкантами. Я считаю, что и там, и здесь он с честью прошел конкурсные испытания.
Когда мы с Сашей готовили программу к конкурсу имени Т.А. Докшицера, ему было 10 лет – это напомнило мне об известном во всем мире трубаче Сергее Накарякове, который в таком же детском возрасте играл сложнейшие программы легко, непринужденно, музыкально, убедительно и с удовольствием. Тогда я начал задумываться о методике и технологии подготовки трубачей. Конечно, Накаряков – это Божий дар, но с 90-х годов я начал совершенно по-другому подходить к обучению новых ребят. Задачей стало добиться минимального напряжения при максимальном результате. Весь принцип моей методики сводился к тому, чтобы научить ребят не за счет силы извлекать звуки, а за счет правильного формирования. Это формирование дает полную свободу в творчестве и хорошие профессиональные результаты за один-два года. Сподвигло меня на разработку этой методики как раз то, что я слышал в исполнении юного Накарякова.