29 марта в Органном зале Гнесинской школы состоялась церемония награждения лауреатов и дипломантов конкурса. Лучшие из них выступили в этот же день на гала-концерте.
Своими впечатлениями об итогах Международного конкурса-фестиваля «Сello-Bass–2017» поделилисьпредседатель жюри – солистка МГАФ, лауреат международных конкурсов, преподаватель МССМШ им. Гнесиных Людмила Викторовна Кружкова (виолончель) и сопредседатель жюри – заслуженный деятель искусств России, заслуженный артист России, профессор РАМ им. Гнесиных Александр Андреевич Бельский (контрабас):
Людмила Викторовна, как, на Ваш взгляд, прошел конкурс?
Л.К.: Определиться с победителями было достаточно трудно, особенно в старшей группе. У кого-то было хорошо одно, у кого-то – другое. Мы очень долго спорили, но, в результате, как мне кажется, мы сделали правильно, и все остались довольны.
Что можно пожелать участникам?
Л.К.: Виолончель – технологически трудный инструмент, и в то же время – очень виртуозный. Овладение им дается с трудом и в течение многих лет. Конечно, ребятам можно пожелать больше выразительности, чистоты интонации.
Как бы Вы охарактеризовали участников в целом?
Л.К.: В основном это дети из ДМШ, а я знаю, что совмещать учебу в ДМШ с общеобразовательной школой – невероятно сложно. В общеобразовательных школах задают множество уроков, а в музыкальной школе – не только специальность, но и масса других предметов. Эти дети забывают о том, что такое досуг. Как они все это умудряются совмещать? Я ими восхищаюсь, они – настоящие труженики. Многие дети приходят из школы и погружаются в свои гаджеты, а эти ребята берут в руки виолончель и играют гаммы, представляете? И некоторые из них так замечательно играют, с удовольствием! Особенно мы это заметили в младшей группе – там много маленьких бриллиантиков.
Александр Андреевич, какое значение конкурс-фестиваль «Сello-Bass» имеет для контрабасистов?
А.Б.: Такого рода события, как этот конкурс-фестиваль, для нас очень важны, поскольку в школах на периферии работают педагоги, энтузиасты своего дела, которые нуждаются в определенной педагогической, методической поддержке, опыте. В течение этих дней общения мы стали ближе друг к другу, у нас появилось много точек соприкосновения по разным методическим вопросам, а их довольно много.
На данный момент что можно назвать самым насущным вопросом, если говорить о контрабасовой школе?
А.Б.: Главный вопрос – это кадры. Очень немногие дети учатся игре на контрабасе, часто люди недооценивают все его возможности. Если мы хотим, чтобы ребенок полюбил музыку, разбирался в ней, тогда все инструменты оркестра прекрасны. Контрабас – один из тех инструментов, который дает низкие ноты, обогащает оркестровое звучание обертонами.
Недавно я шел по улице и увидел девушку, которая несет тубу. У меня возникло такое теплое к ней отношение, потому что этот человек любит музыку. Я вспоминаю слова первого директора МССМШ им. Гнесиных Зиновия Исааковича Финкельштейна, который говорил, что если музыку любишь, то можно играть на любом инструменте, а ни одно искусство не влияет так на формирование души человека, его личности, как музыка.