Беседа с народным артистом РФ, профессором Владимиром Константиновичем Тонха
– Владимир Константинович, недавно фирма «Мелодия» выпустила CD-диск виолончельной музыки в Вашем исполнении. Расскажите, пожалуйста, когда были сделаны записи, представленные на диске?
– Уже в этом веке, но в разные годы, начиная с 2002.
– По какому принципу был отобран репертуар диска?
– Взял то, что мне нравится; произведения, которые редко бывали записаны. В последнее время существует мода на запись «крупных полотен», даже «комплектов» – все сонаты Бетховена, или Баха (каюсь, я тоже сейчас записываю все сонаты Бетховена). Допускаю, что это хорошо в коммерческих целях, что есть любители музыки, желающие приобрести такие комплекты. Но, хоть я и сам неоднократно играл в одном концерте все сонаты Бетховена, все-таки считаю, что это не совсем правильно – они не для этого создавались, при исполнении они в какой-то степени начинают «поедать друг друга».
Сейчас мало играют мелкие произведения. Это очень трудно. Произведения крупных форм редко бывают виртуозными с начала до конца, в них есть моменты «передышки». В миниатюре, если ты ошибся – все, считай, что ты не сыграл ее.
Меня привлекла возможность сыграть пьесы, которые мало звучат. Небольшие произведения нужно исполнять с высокой степенью концентрации. Каждая миниатюра – законченный образ. И если в крупных произведениях большую роль играет драматургия, уже выстроенная автором, то в миниатюре есть основной образ, который ты должен передать так, чтобы публика его приняла.
Приведу пример – возьмем «Хоровод гномов» Листа в исполнении Рахманинова. Большинство студентов консерватории может его сыграть быстрее, чем играл Рахманинов, но так как он – никто не сыграет.
– На диске присутствуют также старинные сонаты – Д. Валентини, К. Тессарини.
– Это также редко исполняемые произведения; даже не припомню, кто записал сонату Тессарини… В этих сонатах все как на ладони, ни за чем не скроешься… Как говорил замечательный музыкант Алексей Наседкин: «Хорошо играть, например, Рахманинова – нажал педаль, взял аккорд… А, исполняя Моцарта, сидишь перед публикой один»…
– На диске также есть Ваши переложения и редакции нескольких произведений…
– Вариации Н. Паганини на тему из «Моисея» звучат в моей редакции. Чакона Витали – это мое переложение.
– Скажите, пожалуйста, о творческом союзе с пианисткой Ириной Анастасьевой.
– Ирина Михайловна – замечательный партнер, игравшая со многими исполнителями, одним из которых является М. Ростропович. Мы с ней сотрудничали много лет.
– Каковы Ваши дальнейшие планы?
– Сейчас мы с Павлом Домбровским записываем сонаты Бетховена. Уже записали три, на осень отложили еще две – четвертую и пятую. Планов много, но у меня такое количество учеников и педагогических обязанностей, что они иногда мешают эти планы осуществить. В проектах – организация конкурсов: для учеников детских музыкальных школ Москвы и Московской области, отдельный конкурс для учеников ЦМШ и Гнесинской школы; проведение фестиваля «Виолончельное поколение». В Гнесинской Академии проходят три цикла концертов: в Домике Шувалова – цикл «Виолончельный зодиак», в Малом зале РАМ – цикл «Виолончельный собор», а в Концертном зале РАМ – цикл «Пять столетий».
– Поздравляем Вас с недавней победой Ваших учеников на конкурсе в Клайпеде! Расскажите, пожалуйста, о нем.
– Это был первый Международный виолончельный фестиваль-конкурс «Celloklaipeda». В старшей группе жюри было очень сильное – Давид Герингас, Каринэ Георгиан, Борис Андрианов; там победил выпускник нашей школы Рустем Хамидуллин. В младшей и средней группе играли ученики нашей школы. Даниил Никонов получил первую премию и всеобщую любовь публики и жюри. Михаил Махнач – вторую премию в средней группе.
Как правило, я против участия моих учеников в конкурсах – я волнуюсь за их переживания, за те травмы, которые они получают в результате несправедливостей. У меня были случаи, когда после этого ребята год-полтора просто играть не могли. Сейчас конкурсов развелось смехотворно много, они устраиваются буквально в каждом подъезде. Среди них есть и серьезные – конкурс в Клайпеде, конкурс С.М. Козолупова, С.Н. Кнушевицкого. Есть еще Всероссийский конкурс, несколько странно организованный – жюри на отборочном туре должно ездить на прослушивания по городам, там к жюри прибавляются также члены из этих городов… Кстати, последний Всероссийский конкурс тоже выиграл Рустем Хамидуллин.
– Вы довольны своими учениками?
– Нет; каждый из них мог бы еще больше. У меня к ним очень много пожеланий. Но некоторые из них работают так, как я в их возрасте не работал. Пожалуй, некоторыми все-таки доволен: вот, например, сейчас в первый класс нашей школы поступила девочка из Монголии – просто умница!
– У Вас большой класс?
– Да. В школе – шесть человек, в Академии еще 12. Каждый год я решаю, что заканчиваю и больше не беру учеников, а потом получается, что их стало еще больше. Как это происходит – я никогда не успеваю проследить. Некоторым я не могу отказать, когда они стремятся поступить ко мне в Академию. Забочусь о кафедре, чтобы она была сильная.
– Большое спасибо за беседу, успехов Вам и Вашим ученикам, Владимир Константинович!
Интервью записала А. Занкова