17 марта состоялся завершающий концерт второго сезона проекта «Игра без правил» (автор идеи и ведущий – Михаил Хохлов).
Мультиинструменталист, импровизатор Аркадий Шилклопер и великолепный пианист-виртуоз, композитор Вадим Неселовский наполнили зал «ДОМа на Знаменке» волшебным звучанием фортепиано и духовых инструментов: валторны, флюгельгорна и альпийского рога. Музыканты, уже несколько лет играющие в дуэте, представили программу совместного альбома «LUSTRUM».
В переводе с латинскогоlustrum означает «пятилетие». Такое довольно практичное название дал альбому Вадим Неселовский. Однако слушатели концерта 17 марта, вдохновленные изумительной по красоте и живописности музыкой, всколыхнувшей множество струн души, поделились ощущением, что для них lustrum – это про свет, свечение, излучение, а сам корень «лю» роднится с древнеславянским, который когда-то породил такое слово как «любовь».
Любовь действительно наполняла зал. Несколько авторских композиций Вадима Неселовского, исполненных на концерте, были проникнуты этим чувством – и лирически-грустным, и ярко-прославляемым, и даже библейским. Эмоции, оживающие в музыке, сменялись с быстротой истинной жизни и, как признались после выступления музыканты в открытой беседе со зрителями, это, в частности, определяет стиль их творчества.
- Тембры инструментов звучат одинаково на протяжении довольно длительного времени, а мы привыкли, что время бежит, и нам все время хочется изменений – поделится Аркадий Шилклопер в беседе со зрителями. – Когда же мы концентрируемся 3-5 минут на одном состоянии, это уже вызывает неудобство у молодых людей. Более старшее поколение хочет, наоборот, в это окунуться и помедитировать в музыке. Но у нас она контрастная, и мы это приветствуем, потому что контрасты в реальной жизни окружают нас повсюду.
В композициях альбома «LUSTRUM» органично сочетаются элементы джаза и фольклора, современной музыки и классики – целый спектр опытов двух музыкантов, которые оба вышли из академического мира, но выбрали для себя «живую» музыку.
- Когда ребенок берет в руки карандаш и рисует, он тоже импровизирует, – продолжает мысль коллеги Вадим Неселовский, преподающий джазовую импровизацию в Колледже Бёркли, – но так сложилось в XIX веке, что музыкантам «давали по рукам» за импровизацию. К счастью, в наше прекрасное время мы возвращаемся к этому искусству, которое до XIX века считалось совершенно нормальным и было распространено среди музыкантов. Моя задача, даже в работе с маститыми музыкантами, объяснить им, что у них не будет ошибок, что им не нужны ноты, книги, «правила дорожного движения»: просто разреши своим рукам упасть на рояль, пальцу нажать клавишу… как ребенок. Я с интересом ищу пути разрушения психологической блокады, которая возникает у других людей в тот момент, когда речь заходит об импровизации.
Конечно, сложнее всего было зрителям, которые были вынуждены сохранять академическое спокойствие и чинно сидеть в своем кресле, в то время как музыка тянула их эмоции наружу, а вслед за ними и тело. Лишь немногие позволили себе хотя бы закрыть глаза и покачиваться в такт, ловить ритм кончиками пальцев и едва слышно подпевать музыкантам (Вадим Неселовский и сам дополнял свои композиции голосом, не в силах сдерживать порыв души). Но на то и существует проект «Игра без правил», чтобы нарушать каноны классического восприятия, и оживление публики во время беседы (не только вопросы, но и размышления на тему, мнения и позитивные эмоции) доказало, что постепенно, как с приходом весны, лед академизма и стандартов начинает таять под действием «лю», и музыка становится все ближе к потокам жизни.
Майя Динова