Теперь у Школы им. Гнесиных есть своя стипендия – Gnessin Award, которая призвана поддержать одаренных музыкантов в профессиональном самоопределении и стимулировать их к дальнейшим занятиям исполнительским искусством. Премия инициирована пианистом Николаем Токаревым при поддержке МССМШ им. Гнесиных.
Прослушивания Gnessin Award проводились среди студентов музыкальных вузов по специальности «Фортепиано» в два этапа: удаленный видеоотбор и живое прослушивание (исполнение двух разнохарактерных пьес). До второго этапа были допущены: Ольга Иванова, Феодосия Миронова, Павел Замула и Анна Рудакова (Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского), а также Василий Долинский (Казанская государственная консерватория им. Н.Г. Жиганова) и Полина Гороховская (Воронежский государственный институт искусств).
В присутствии членов жюри – пианиста Николая Токарева и директора МССМШ им. Гнесиных Михаила Хохлова – конкурсанты исполнили свои десятиминутные программы.
После того, как жюри удалилось для обсуждения и вынесения вердикта, мы попросили участников рассказать о своих впечатлениях. Но большинство были так взволнованы, что к интервью оказалась готова только одна конкурсантка - Ольга Иванова:
- Музыкант, наверное, не будет верен себе, если скажет, что он сыграл абсолютно гениально и лучше сыграть нельзя, и я вижу, что в обоих произведениях можно было что-то сделать лучше… Дается всего десять минут, за которые музыкант должен показать себя с разных сторон, и я долго и мучительно выбирала, какие пьесы сыграть. Прямо перед прослушиванием несколько раз меняла программу, потому что мне было важно настроение, чтобы хотелось играть именно эти сочинения, а не другие. В консерватории уже все программы технически сложные, поэтому в приоритете была не техника, которую я могла бы продемонстрировать со сцены. Я стремилась передать свое удовольствие от того, что играю, что моя душа требовала от меня.
На вопрос, как Ольга распорядилась бы своей премией, девушка ответила, что не видит смысла делить шкуру неубитого медведя, но, как выяснилось буквально через пятнадцать минут, Ольга Иванова стала второй обладательницей стипендии Gnessin Award.
Право получить основную стипендию завоевала ее коллега из Московской государственной консерватории Анна Рудакова. После награждения нам удалось пообщаться и с ней:
- Вы знаете, это невероятные положительные эмоции!.. Очень приятно играть на этой сцене в Органном зале легендарной школы. Во время конкурсов все нервничают, но нужно уметь собраться и направить эти нервы в правильное русло, на получение куража, на эмоции, трансформировать их в энергию музыки. Я выбрала наиболее яркие вещи из своей программы, которые хотелось озвучить именно в этих стенах (в рамках временного лимита, конечно) – Прелюдию G-dur Рахманинова и «Остров радости» Дебюсси.
По признанию Анны, полученная стипендия пойдет на образование и на вступительные взносы разных конкурсов, в которых пианистка планирует участвовать в этом году. Именно на это и рассчитывал пианист и выпускник Гнесинки Николай Токарев, впервые озвучивая идею Gnessin Award. После церемонии награждения он поделился своим мнением о первом состоявшемся прослушивании:
- Конечно, ребята еще молодые, не совсем опытные и только готовятся к концертной жизни. Но они талантливы, это слышно, и я желаю каждому из них больших успехов! Уровень оказался хорошим. Мы выбирали по критериям: владение техникой, звуком и артистизм; заданную планку выдержали две девушки.
На вопрос, кто, по его мнению, лучше чувствует музыку – мужчины или женщины, Николай Токарев ответил:
- Чувствовать музыку нельзя научиться – это либо есть, либо нет. Педагог может только подсказать, как правильно читать ноты, а чувство музыки должно рождаться внутри самого исполнителя.
Михаил Хохлов добавил в продолжение темы:
- Чувствование музыки и ее исполнения – разные вещи. Если чувствование музыки не зависит от пола, то исполнение требует особенных качеств, таких как физическая сила и выносливость. Сегодняшним исполнителям приходится играть на концертных роялях в больших залах, что требует больших физических затрат. Иногда сольные концерты происходят каждый день, поэтому пианистам надо быть еще и стрессоустойчивыми. А в процессе обучения мужская психика может быть лучше подвержена закалке.
- Я всегда считал, что рояль, - улыбнулся Николай Токарев, – это больше мужской инструмент, но время движется вперед, и девушки нагоняют. Посмотрим, что будет в будущем.
Кстати, Анна Рудакова и Ольга Иванова – не единственные участницы, отмеченные жюри. Еще одну студентку Московской консерватории Феодосию Миронову пригласили сразу на второй тур (и без необходимости уплаты вступительного взноса) на следующее прослушивание Gnessin Award в номинации «Фортепиано», которое состоится 17-18 октября 2018 года.
Результаты первого прослушивания Gnessin Award еще раз напомнили участникам о том, что исполнительское мастерство – это не только владение техникой, но и навык управления собственным внутренним состоянием.
- Человек может сделать несколько дублей на видео и выбрать самый лучший, чтобы отправить на конкурс, и тот же человек на сцене перед живыми людьми, где только один раз можно сыграть, может показать себя совсем иначе. Самое важное – то, как пианисты играют на публике, - подытожил Николай Токарев.