
В 2024–2025 учебном году в структурном подразделении ДМШ при МССМШ им. Гнесиных впервые прошёл совместный проект духовых отделов двух школ — «Дух Гнесинки». Его суть — цикл творческих встреч учащихся и преподавателей в форме концертов-дискуссий, предполагающих живой диалог между исполнителями, слушателями и педагогами.
Идея формата принадлежит Диане Романовне Кривенко, руководителю проекта Flute Generation XXI в «Московской международной Летней школе в Гнесинке» и заведующей отделением оркестровых духовых и ударных инструментов МССМШ им. Гнесиных:
«Формат концертов-дискуссий я взяла из практики наших европейских коллег. Важен именно процесс обсуждения. В диалоге рождается осознание. Исполнитель ставит перед собой задачи на сцене, а слушатели делятся своими чувствами, эмоциями и мыслями. Все — включая педагогов — участвуют в обсуждении. Это помогает детям по-новому относиться к сцене и преодолевать сценическое волнение».
В проект вошли четыре концерта-дискуссии — по одному на каждую четверть и на свой духовой инструмент. Гостями ДМШ стали педагоги МССМШ имени Гнесиных и учащиеся их класса: 26 октября 2024 года состоялась встреча с З.В. Вязовской (флейта), 7 декабря — с преподавателем тромбона, баритона и тубы, дирижёром духового оркестра МССМШ им. Гнесиных А.В. Нянькиным. 1 марта с учащимися ДМШ встретился кларнетист, композитор и мультиинструменталист А.А. Прищепа, а 5 апреля — заведующий отделом ансамбля духовых и ударных инструментов МССМШ им. Гнесиных, преподаватель по классу фагота А.Н. Посикера.
Модератором выступила Елена Игоревна Руднева, заведующая отделом духовых и ударных инструментов ДМШ при МССМШ им. Гнесиных:
«Потрясающая атмосфера юмора и свободного общения возникла с самых первых минут. Наши дети и родители в полном восторге! Я сама получила массу удовольствия и позитива. Конечно, формат новый, непривычный. Нередко только на самой встрече родители понимают, что это за мероприятие. Педагоги очень довольны, потому что здесь можно говорить и задавать абсолютно любые вопросы.
Для учащихся ДМШ и их родителей это, по сути, единственная возможность пообщаться с учениками “Гнесинской десятилетки” — ведь обычно они видят их только на концертной сцене. Также это шанс поговорить с преподавателями школы, известной на весь мир».
В рамках «Духа Гнесинки» после небольшого концерта обсуждались многие важные темы: мотивация к занятиям и борьба со сценическим волнением, секреты технических приёмов и исполнительские находки. Атмосфера всегда была тёплой и непринуждённой. Проект дал возможность ученикам ДМШ поговорить с ровесниками из «десятилетки», почувствовать «внутреннюю кухню» исполнительской профессии, прикоснуться к атмосфере обучения в специальной музыкальной школе.
Приглашенные педагоги высоко оценили значение «Духа Гнесинки»:
Александр Владимирович Нянькин:
«Для детей это в первую очередь мотивация. Понятно, что кто-то из них нацелен на профессиональное будущее, а кто-то занимается для общего развития. Но вода камень точит. Психологически может сработать, когда видишь, что твой ровесник играет ТАК, а ты — еще нет. Людей позитивно и правильно настроенных это мотивирует. А ещё важно общение между педагогами. Наши школы теперь в одной структуре, и логично было бы выстраивать систему преемственности: чтобы кадры для “десятилетки” воспитывались в “семилетке”».
Зоя Валерьевна Вязовская:
«Проект вдохновляет учащихся ДМШ и «бодрит» наших учеников. Благодаря такой коллаборации рождаются дружба между коллективами и творческая заинтересованность».
Александр Николаевич Посикера:
«Мне понравился сам формат — дружелюбная атмосфера, заинтересованная аудитория. Очень приятно было видеть такой отклик у фаготового класса в ДМШ, который ведет Юрий Сергеевич Кудрявцев, мой первый педагог».
«Совместные выступления, консультации, обмен мнениями — всё это помогает в развитии не только учеников, но и преподавателей. “Дух Гнесинки” — это настоящая творческая лаборатория», — подвела итог Диана Романовна Кривенко.
Проект «Дух Гнесинки» показал, как может работать живой формат: с вопросами, обсуждениями, искренним интересом и вдохновением. Благодаря ему возникла крепкая творческая связь между двумя Гнесинскими школами — и, возможно, зародилась новая традиция.
Пресс-служба ДМШ при МССМШ им. Гнесиных