С программой «Четыре века вокальной музыки» в МССМШ им. Гнесиных выступили Мария Остроухова (меццо-сопрано) и Анна Арзаманова (фортепиано).
19 января аншлаговым концертом в Органном зале открылся новый цикл вечеров «Голос человеческий». Тандем Марии Остроуховой и Анны Арзамановой представил большую программу «Четыре века вокальной музыки», охватившую творчество композиторов нескольких эпох. Об идее концерта рассказала автор проекта Мария Остроухова:
«Мне хотелось познакомить нашего зрителя с произведениями, которые исполняются достаточно редко. Сегодняшний концерт – это антология: я постаралась охватить в программе практически все временные периоды классической музыки. Следующие два концерта будут посвящены более современной музыке XX века».
Программа концерта была словно призвана угодить всем – в нее вошли шедевры мировой вокальной музыки: всевозможные итальянские и французские арии, русские и зарубежные романсы и даже обработка народной песни («Катерина» С. Прокофьева) и молитва («Литания» Ф. Шуберта). Не были разочарованы и любители музыки Р. Вагнера: прозвучал один номер из цикла «Песни Матильды Везендонк».
В репертуаре Марии Остроуховой и Анны Арзамановой трагическая песня «Прощай, Гренада» Д.Д. Шостаковича граничит с ироничным романсом «Спесь» А.П. Бородина и лирической элегией «Средь шумного бала» П.И. Чайковского. Ведущая концерта – заслуженный работник культуры Московской области Надежда Липилина – рассказывала слушателям о звучащей музыке, помогая аудитории не запутаться в разнообразии сменяющих друг друга стилей и эпох.
Мария Остроухова «примерила» на себя образы самых разных героев: талантливой поэтессы Сафо с трагической судьбой из одноименной оперы Ш. Гуно, смелой и решительной Изабеллы из «Итальянки в Алжире» Дж. Россини или ослепленного любовью предателя Секста из «Милосердия Тита» В.А. Моцарта. Невероятно тонкое проникновение в стиль барочной арии показала вокалистка в широко известной «Lascia ch’io pianga» Г.Ф. Генделя из оперы «Ринальдо»: в заключительном разделе певцы по традиции варьируют мелодию, демонстрируя свою виртуозную вокальную технику. Прекрасные вокальные данные Марии Остроуховой – сильный и в то же время очень выразительный голос – в сочетании с артистизмом и неподдельным обаянием позволили ей удерживать внимание полного зрительного зала на протяжении всего концерта. Стоит отметить, что все зарубежные произведения Мария Остроухова исполняет на языке оригинала – это принципиальная позиция вокалистки.
Дуэт Марии Остроуховой и Анны Арзамановой – слаженный, гармоничный ансамбль, в котором чувствуется тонкое взаимодействие между партиями солиста и фортепиано. Анна Арзаманова преподает в МССМШ им. Гнесиных, выступает не только как солистка, но и как концертмейстер. Пианистка прекрасно владеет умением чутко слушать солиста, что позволило ей дать достойную поддержку вокальной партии.
Праздничным финалом концерта стал беззаботный и живой «Вальс Бурчуреллы» (Золушки) современного турецкого композитора Хакана Али Токкера. Композитор лично дал дуэту Марии Остроуховой и Анны Арзамановой согласие на исполнение своего сочинения. О том, как столь редкое произведение вошло в программу концерта, рассказала Мария Остроухова:
«У меня возникла идея цикла концертов “Путешествия вокруг света”, где я бы исполняла не только произведения европейских композиторов, но и музыку со всех уголков мира. Это очень непросто, потому что “классический” вокальный репертуар – это в основном детище Европы, но нашлись композиторы на Ближнем Востоке, в Африке, Австралии, Южной и Северной Америке. Когда я набирала материал для представления Ближнего Востока – в частности, Турции – я познакомилась с этим очаровательным и очень развлекательным произведением, которое, как и полагается, должно исполняться только в конце».
Следующий концерт цикла «Голос человеческий» состоится 25 февраля.
Наиля Насибулина