С 5 по 7 ноября 2023 в МССМШ им. Гнесиных прошел II Всероссийский фестиваль музыки для ударных инструментов “Percarus Fest”.
Художественные руководители фестиваля – артисты ГАСО им. Е. Светланова и творческого объединения “Percarus Group” Михаил Путков и Владимир Терехов.
Проект не имеет аналогов в музыкальной жизни Москвы в последние несколько лет. Он объединяет признанных мастеров и восходящих звезд мира перкуссии из разных городов России, представляет редкие концертные программы – от старинной музыки (на исторических инструментах) до сложнейших произведений композиторов-современников, а также включает в свои программы лекции и мастер-классы.
«Концерты прошли на очень высоком эмоциональном подъёме. Для нас очень важно было встретиться с этими музыкантами, пообщаться, обменяться какими-то идеями. В этом году в программе впервые приняли участие ансамбль ранней музыки Alcántar и Moscow Percussion Ensemble под управлением Андрея Волосовского. Качественно вырос детский ансамбль «Percarus Kids», который в прошлом году был создан в рамках Московской международной Летней школы в Гнесинке. В этом году ребята выступили уже не только в школе, но и в концертном зале «Зарядье» на открытии фестиваля», — рассказал один из художественных руководителей фестиваля, артист ГАСО им. Е. Светланова и творческого объединения “Percarus Group” Михаил Путков.
Главной площадкой фестиваля является Московская средняя специальная музыкальная школа (колледж) им. Гнесиных. «Гнесинская десятилетка» стала центром притяжения для исполнителей на ударных во многом благодаря активной концертной и просветительской деятельности творческого объединения “Percarus Group” под руководством Михаила Путкова и Владимира Терехова. Именно в Гнесинке многие годы проходит цикл просветительских концертов “The Territory of the Rhythm”, в летний период организуется большой образовательный проект “Творческая мастерская Percarus Duo” для детей и взрослых, а, с 2022 года, ежегодно проводится Всероссийский фестиваль музыки для ударных инструментов “Percarus Fest”.
Творческая энергия фестиваля привлекла внимание публики. На концерт-открытие 4 ноября были проданы все билеты, многие желающие не смогли попасть на него. «Это говорит о перспективности фестиваля и дальнейших каких-то планах его развития, расширения аудитории и расширения локаций, где мы проводим фестиваль», — рассказал Михаил Путков.
5 ноября зрители фестиваля познакомились с ансамблем ранней и традиционной музыки Alcántar. В его арсенале европейская музыка периода с 1 по 17 века и более девяноста аутентичных инструментов, созданных мастерами по старинным изображениям и сохранившимся оригиналам. Участники ансамбля показали 90 ударных струнных и духовых инструментов на мастер-классе, а на концерте щедро одарили публику музыкой разных национальных традиций.
Студенческий концерт — одна из приятных традиций фестиваля, которая появилась в прошлом году. В этом году в рамках одного концерта объединились две лидирующие московские исполнительские школы, в каждом отделении играл ансамбль того или иного вуза. «Появилась определённая тематика — в первом отделении ансамбль РАМ им. Гнесиных представил различные сочинения, в которых центральное место занимала маримба, а во втором отделении Ансамбль студентов Московской консерватории представил музыку, которая главным образом сосредоточена на перкуссии», — поделился Михаил Путков.
Также, слушатели насладились сольным концертом Алексея Чижика — одного их самых ярких российских исполнителей на вибрафоне. Алексей уже принимал участие в первом фестивале в 2022 году, и с удовольствием согласился принять приглашение организаторов снова. «Что для нас очень важно и что характерно вообще для этого фестиваля, Алексей провёл концерт с комментариями. Он рассказывал и о музыке, которую он исполняет, и об инструменте, на котором играет. Это способствует и правильному восприятию музыки, и лучшему запоминанию ее слушателями», — сказал Михаил Путков.
Музыканты не только привлекают коллег—исполнителей, но и расширяют свой собственный репертуар. В программах не только появляются композиции, также меняется взгляд на привычную программу. Новые участники привносят новую интерпретацию. Так, 6 ноября на фестивале выступили Андрей Волосовский и Moscow Percussion Ensemble. «Это человек, с которым мы ведём активное сотрудничество и неоднократно выходили на одну сцену. — рассказал Михаил Путков. — Около месяца назад мы исполняли вместе Стива Райха, и тогда появилась идея пригласить ансамбль на фестиваль и сыграть это сочинение в Гнесинской школе. Когда-то мы исполняли «Drumming» Райха исключительно силами своего Творческого объединения “Percarus Group”, и это была другая концепция, другая интерпретация. То есть это сочинение в школе звучало, но не на фестивале, а в рамках нашего цикла «Территории ритма». Поскольку у Андрея есть своя собственная концепция, свое видение, которое отличается от нашего, нам это тоже интересно: мы решили познакомить публику с его интерпретацией сочинения и приняли участие в исполнении».
7 ноября фестиваль завершился новой перкуссионной программой ансамбля “Percarus Group” – “Mimesis” из произведений Стива Райха, Джона Псатаса и Пола Лански. «Эта программа, главным образом, носила не просветительский характер, а была призвана и создана для того, чтобы погрузить публику в атмосферу разных эмоциональных состояний. Конечно, эту музыку необходимо воспринимать не как привычную классическую или романтическую, и поэтому концерт предваряло вступительное слово. Мы объяснили публике, в каком ключе готовилась программа “Mimesis” и как её необходимо воспринимать, не пытаясь искать какие-то привычные мелодические обороты.
Нужно попытаться воспринимать эту музыку как чередование неких ритмических мантр, да и просто попытаться под эту музыку медитировать», — рассказал Михаил Путков, и в заключении поделился новыми планами: «Одним из главных обстоятельств, благодаря которому проводится фестиваль, является то, что Школа им. Гнесиных и ее директор Михаил Сергеевич Хохлов поддерживают проект, предоставляют зал, репетиционную базу и парк прекрасных инструментов, чтобы в течение нескольких дней проводить все концертные мероприятия. Мы очень этому благодарны. Без этого, разумеется, фестиваль в таком формате, как существует сейчас, был бы невозможен. У нас уже есть идеи на следующий год как по нашему собственному репертуару, так и по приглашению артистов. Если будет возможность, может быть, удастся пригласить и зарубежных исполнителей».
Фото, беседа: Екатерина Ключникова