К 150-летию со дня рождения Ел.Ф. Гнесиной МССМШ им. Гнесиных проводит серию мастер-классов по разным исполнительским специальностям с участием заслуженных мастеров исполнительского искусства.
4 и 5 марта мастер-классы по специальности «скрипка» провел Лев Гельбард (Германия) — концертмейстер, солист камерного оркестра «Виртуозы Москвы» п/у В. Спивакова (1982-1992), а также ряда европейских оркестров (с 1992 г.).
Избранные мастер-классы Л. Гельбарда
Первые шаги в обучении на скрипке Лев Гельбард сделал в МССМШ им. Гнесиных, в классе З.Г. Гилельс. В дальнейшем обучался в Центральной музыкальной школе (класс З.Г. Гилельс и профессора Ю.И. Янкелевича), а в 1982 году с отличием окончил Московскую консерваторию (класс профессора И.С. Безродного).
Теперь мастер приезжает в свою alma mater для общения с гнесинцами и передачи знаний и опыта юным исполнителям. После проведения мастер-классов он поделился размышлениями на животрепещущие темы.
Е.К. — Для вас стало уже хорошей традицией приезжать каждые два года в Гнесинку.
Л.Г. — Да, с 2018 года, я периодически приезжал в школу. Сейчас я стал более свободен и могу чаще бывать здесь.
Е.К. — Это помогает, в том числе, следить за развитием ребят. Какие в этот раз у вас впечатления? Какой уровень отклика у детей, какой уровень готовности?
Л.Г. — Все, конечно, разные. Нельзя забывать, что дети, во-первых, по рождению разные, а во-вторых, развиваются в разные периоды по-разному. Одни проявляют свои способности уже в 4 года, а другие очень скромно себя ведут в ранний период жизни.
В моей жизни были примеры совершенно выдающихся музыкантов, которые со мной учились. Пианист Андрей Никольский — выигрывал престижные конкурсы, но до 10-го класса он себя никак не проявлял, а стал играть гениально «одним днем», вдруг, неожиданно.
Е.К. — Можно ли сравнить две системы образования — в России и за рубежом. В чем, на ваш взгляд, самое главное отличие?
Л.Г. — Система российского музыкального образования, в частности в Гнесинке, в которой традиции наиболее полно сохраняются, абсолютно ни на что не похожа. Могу сказать, чего не хватает вообще везде, во всех системах обучения и во всех странах — системы живой конкуренции между детьми. А наша система, специальная музыкальная, позволяет детям смотреть друг на друга. Они собираются вот в такой «элитный клуб», где все лучше других.
Е.К. — А как в таком случае быть с индивидуальным развитием?
Л.Г. — Базис — самое главное, потому что выдающиеся музыканты, они же сами такими не становятся. Вот какие классы были у Ойстраха, Янкелевича, Горностаевой! Их же больше нет. В музыку уже не идёт такое количество талантливых детей.
Потому что, во-первых, не те заработки. Почему в начале ХХ века Российская империя «выплеснула» такую невероятную плеяду людей искусства? Потому что была черта оседлости и для талантливых детей это была единственная возможность из нее выбраться.
А теперь единственная возможность выбраться – это TikTok. И сегодняшняя действительность заключается в следующем: дети, которые успешны в тиктоке — зарабатывают миллионы, а дети, которые успешны в музыке — сводят концы с концами.
Мировая концертная система изменилась. Менеджеров, которые раньше собирали по миру талантливых музыкантов, больше нет и никогда уже не будет. Система превратилась в «делание шоу», с помощью рекламы и прочих принадлежностей шоу-бизнеса.
Е.К. — Как это влияет на процесс обучения, становления?
Л.Г. — Ловить большие таланты все сложнее и сложнее. Ну они же сами не появляются. Дети не идут заниматься музыкой, да, должен быть какой-то повод, чтобы родители их отдали заниматься.
А уже внутри, когда талантливые ребята попадают, например, в Гнесинку, здесь созданы абсолютно тепличные условия. То есть, ну такого просто не существует нигде. Это просто рай земной для детей.
Е.К. — Но по выходу из этого рая…
Л.Г. — А вот и все. Заканчивается. Я уж не говорю о том, что понятно, что из всех, кто учится в школе, очень малая часть достигает концертной эстрады. И не потому что они хуже других, а потому что у них нет условий, которые могли бы им помочь.
Е.К. — Какие условия вы имеете ввиду?
Л.Г. — Нужно огромное количество всего. Платформы, которые бы этим занимались, концертный менеджмент. Этому надо обучать опять же. Ну и, конечно, финансирование. Был какой-то небольшой период, когда востребованность музыкантов была огромной, я ещё застал этот момент. Огромное количество музыкантов — и наших, и зарубежных коллег, играли по всему миру. В концертных залах везде было огромное количество абонементов. Потихоньку вся эта система превратилась в собирание денег на приглашение одного-двух самых известных на сегодняшний день музыкантов и все, на этом закончилась общая концертная жизнь.
«Звезды» получают совершенно баснословные деньги, я могу привести простой пример. Анне-Софи Муттер играет с молодым, совершенно выдающимся виолончелистом, который еще мало известен. Она получает 90-100 тысяч за концерт, а он — пять. И никому не стыдно. Все считают, что это нормально. Мы с этим абсурдом сталкиваемся постоянно.
К сожалению, такой период у нас. И при этом мы удивляемся, что оркестры недоукомплектованы. Причём это не только в России, это везде.
Е.К. — Как, на ваш взгляд, можно выйти из этого кризиса?
Л.Г. — Культура должна поддерживаться финансово — государством и меценатами. У нас нет культуры спонсорства такой, как в Америке, например. Ведь трудно объяснить людям, которые пусть не миллиарды, а просто большие деньги зарабатывают, что они могли бы для культуры регулярно, каждый год давать определённую сумму. У государства свои проблемы, я понимаю, но к сожалению, пока не будет зарплаты, соответствующей уровню жизни — я не вижу большой надежды к переменам. Одно радует: очень одарённые люди всегда найдут своё место!
Беседовала Екатерина Ключникова
Фото: Г. Омельченко, Е. Ключникова