Тем не менее, ограниченный телевизионный формат не всегда дает возможность до конца высказать участникам свою мысль. Также возможно, специалисты в одной области – не всегда хорошие ораторы.
По крайней мере, лично мне в процессе телевизионной дискуссии не удалось перевести свои соображения в короткие и ясные формулировки, а затронутая тема меня не оставляет равнодушным.
1.
На мой взгляд, несмотря на некоторые узкоцеховые сложности, причины, влияющие на развитие российского музыкального образования, находятся вовсе не внутри, а за его пределами. Представляется, что по большому счету их две: недостаточный уровень художественной образованности (особенно молодежи) и, как следствие, низкий спрос на классический музыкальный продукт.
Эти причины приводят, во-первых, к слабой потребности у большинства населения в общении с классическим музыкальным искусством, и, во-вторых, к неспособности аудитории самостоятельно (без подсказок со стороны) определить качество (художественную ценность и профессионализм) музыкальной композиции, постановки, интерпретации, мастерства исполнителя и проч.
Считается, что виновных в низком спросе на классику несколько: телевидение – мало пропагандирует; музыкальных школ – недостаточно; концертных залов, студий – строят мало, хороших инструментов – не хватает…
А может, мы ставим телегу впереди лошади?
Если бы люди не научились считать, могли бы они в последствии не только осуществить, но и пользоваться техническим прогрессом? Или пример из нашей истории: сначала государством была ликвидирована безграмотность – а только затем выросли тиражи книг.
2.
Тогда про учебу. Про школу, где учат читать, считать…
Сегодня около 17 млн. ребят обучается в общеобразовательных школах России. Завтра они станут ее взрослыми гражданами и попадут в статистику: в количество посетителей выставок, концертов или в рейтинги телепрограмм с классической музыкой, в число подписчиков Интернет-ресурсов и т.п. Эти и другие цифры лягут на стол экономистам-аналитикам, они сравнят числа с прошлым годом и решат, нужно ли строить новые музыкальные школы, концертные залы, создавать телепрограммы и прочее.
За последние двадцать лет в России практически никак не изменилось процентное соотношение обычных и музыкальных школ (85-15), не увеличился процент концертных залов на душу населения, а в СМИ телеканал «Культура» и радиостанция «Орфей» так и остались единственными, хотя за это время в десятки раз выросло общее количество телевизионных каналов и радиостанций (для них классическая музыка — «не формат»).
А что вы хотели? И не должно было измениться: на столах у экономистов цифры по потребностям населения в этой области год от года не меняются, а СМИ за рейтинг борются, а то рекламодатель уйдет.
Но вернемся к школе — обычной, общеобразовательной. Может хоть там все в порядке?
Выясняется, что не очень. Педагоги жалуются, родители беспокоятся, эксперты бьют тревогу: у ребят плохая концентрация внимания, растет число заболеваний опорно-двигательной системы и случаев социальной обособленности. У молодых людей отсутствуют навыки работы в команде, наблюдается растерянность в оценке произведений искусства, неспособность эстетически организовать среду обитания…
Да, проблемы. Как говорится: «новое время – новые вызовы!» И школа реагирует, не мирится, смело отвечает на них реальными изменениями. Какими?
Помните, лет 10 назад программу начальной школы дети проходили за 3 года? Теперь начальная школа – 4 года. “Злые” предметники по русскому и математике говорят, что уровень требований к выпускникам 9-х классов при введении ГИА (в 2000 году) и сейчас заметно снизился – не всем удавалось сдать на аттестат. Кроме того, в каждой школе в обязательном порядке появились: педагог-организатор, психолог, юрист, советник директора по воспитательной работе (это кроме заместителя по УВР).
То есть, несмотря на колоссальные вложения государства в техническое переоснащение школ, повышение зарплат педагогам, у современных детей IQ снижается, а по-простому – они становятся глупее, и кроме этого, в помощь еще нужны специалисты, чтобы преодолеть ограниченность интересов, детскую замкнутость, безразличие, а порой и агрессивность?
Конечно, с дополнительными специалистами вести учебный процесс комфортнее, но насколько эти управленческие усилия решат проблемы медленного освоения материала и слабой успеваемости учащихся, их психологической напряженности, апатии к учебе, возможности самоидентификации, уважения к культуре, воспитания патриотизма?
Другими словами, оставляя в стороне солидное материальное перевооружение наших школ, можно ли сказать, что предпринятые меры в отечественном общем образовании эффективно решают вопрос формирования человека будущего, физически и психологически здорового, художественно развитого, способного быстро обучаться и адаптироваться к изменяющейся технологической среде, умеющего встроиться в командную работу, любящего место, где он родился?
3.
В подобных случаях обычно раздраженно говорят: «Все ясно. Какие будут предложения?»
Описанные проблемы носят системный характер. Представляется, что их сложно будет решить, не переосмыслив значение творческого образования в воспитании «человека будущего». И принципиально важным является период обучения детей с 7 до 11-ти лет (1-4 класс). В это время закладывается основы нейронных связей («установка программ»), оказывающих серьезное влияние на все дальнейшее развитие человека.
В частности, вопросы концентрации внимания и коллективного взаимодействия, улучшения физического и психологического здоровья, а также патриотического воспитания, успешно решаются введением в программу начальной школы комплекса художественных практик. По всей России в каждой школе существуют и учтены бюджетным финансированием 10 часов в неделю внеурочной работы, которые можно и следует использовать под эти цели.
Под художественными практиками подразумеваются занятия по трем направлениям: музыка, танец, декоративно-прикладное искусство края (области). Речь идет о комплексном развитии интеллектуальных, эмоциональных и физических возможностей детей средствами искусства, способствующих более эффективному освоению общего и среднего образования.
Конкретнее:
Музыкальные занятия
В общеобразовательных школах России дети на занятиях музыкой, в лучшем случае, поют хором, а в основном, в соответствии с программой, эти занятия носят ознакомительный либо развлекательный характер, а иногда, скажем прямо, необязательны к посещению или просто отсутствуют.
Последние 20 лет учеными разных стран проводятся исследования и эксперименты, доказывающие силу влияния музыки на развитие мозга. Их выводы говорят о том, что устойчивый и долговременный положительный эффект оказывает именно практика игры на музыкальном инструменте, а не просто слушание музыки — равно как люди не становятся более подтянутыми, наблюдая спортивные соревнования по телевизору.
Серии проведенных экспериментов доказывают, что именно благодаря практическим занятиям пространственно-временное мышление детей улучшается более, чем на 40%, дети также становятся более внимательными и концентрированными.
Доказано, что дети, занимающиеся музыкой более трех лет, превосходят своих сверстников сразу по четырем показателям: восприятие информации на слух, моторика, словарный запас и логическое мышление. Психологи и исследователи, изучающие эту область, утверждают, что дети, занимающиеся музыкой, демонстрируют более существенное повышение IQ, по сравнению с не играющими на музыкальном инструменте. Кроме того, более высокий IQ стабильно сопровождается лучшими оценками по всем академическим предметам.
Занятия музыкой не только делают детей умнее. Игра в оркестре – это первый и радостный опыт в получении навыков «работы в команде». Уметь вести свою партию, слушая другую, проявить или уступить инициативу, быть готовым воспринимать критику, чувствовать ответственность и сопричастность общему делу – качества членов коллектива, определяющие его успех. Все они в естественной игровой форме легко воспитываются в оркестре.
Конечно, речь не идет о создании в российских общеобразовательных школах симфонических оркестров. В начальной школе – это скорее ансамбль класса, где дети играют на шумовых, ударных инструментах (так называемый «шумовой оркестр»), годом позже добавляются блокфлейты и затем – синтезаторы (программы в этой области разработаны Гнесинкой, одобрены ИХОиК РАО, изданы в 2019 году).
Специалисты советуют:
«Если вы хотите поощрять в ребенке сотрудничество, общение, вежливость, креативность, ответственность и уверенность в себе, просто дайте ему возможность играть в оркестре, или в любой другой музыкальной группе».
Влияние танцев на развитие детей
Ученые, исследовавшие влияние танцев на развитие детей, пришли к выводу, что занятия танцами укрепляют опорно-двигательную систему, приводят в норму осанку, влияют на психологическое состояние, увеличивая самооценку и снимая сложности в общении.
Практические занятия танцем улучшают пространственную ориентацию, (в том числе, выработку «иммунитета» к головокружению), а через импровизации, визуализацию движения и мышечную память развивают творческое мышление, поскольку активизируют одновременную работу сразу нескольких областей мозга.
В целом, занятия танцем способствуют гармоничному развитию и здоровью ребенка, развивают интеллект и творческий потенциал.
Декоративно-прикладное искусство
Использование в образовательном процессе начальной школы художественной практики по декоративно-прикладному искусству заложило бы основу решения нескольких принципиально важных задач (которые сегодня решаются слабо, либо не решаются вообще): приобщение учащихся к национальной культуре – культуре края, области, места, где они родились (в Российской Федерации 85 субъектов, более 190 этнических групп), воспитание эстетического восприятия: чувства красоты, гармоничности и содержательности искусства.
Умение детей создать своими руками пусть самые простейшие различные реплики народного промысла окажет в дальнейшем существенное влияние на формирование личности с устойчивой системой ценностей, представлением об истоках и многообразии искусства, уважения к другим культурам, заложит представления о самоидентификации, чувстве патриотизма.
Понятно, что это работа «в долгую»: с момента внедрения в школу художественных практик, как обязательных, до повышения интереса/спроса к содержательному искусству пройдет более десяти лет. Но по ходу мы получим в школе и «побочные эффекты»: улучшение концентрации внимания и успеваемости, социальной устойчивости, уменьшение проблем со здоровьем, повышение IQ у всех учащихся РФ.
Кроме того, в процессе занятий творчеством в течение нескольких лет, среди детей начальной школы наверняка обнаружатся настоящие таланты, о наличии которых и родители не подозревали. Эти самородки наверняка захотят продолжить обучение (после 4-го класса) на программах дополнительного образования в области искусств, увеличив в итоге, число потенциальных знаменитостей.
Включение в учебную программу образовательной школы творческих практик в качестве обязательных, как я уже упомянул, за счет существующих оплаченных государством часов внеклассной работы, в итоге и приведет к художественной образованности и успеху всех граждан, окончивших нашу школу, которая, я уверен, станет лучшей в мире.
Заслуженный деятель искусств России,
директор МССМШ (колледжа) им. Гнесиных Михаил Хохлов