В январе в МССМШ имени Гнесиных прошли зимние образовательные интенсивы от ведущих педагогов школы — заслуженной артистки РФ, профессора МГК им. П.И. Чайковского Татьяны Семеновны Беркуль и заслуженного работника культуры РФ Елены Владимировны Березкиной.
Мастерская преподавателя по классу специального фортепиано МССМШ им. Гнесиных Елены Владимировны Берёзкиной в этом году была посвящена физическому здоровью музыкантов-исполнителей. В авторскую программу, помимо индивидуальных мастер-классов Елены Владимировны и итогового концерта в Органном зале школы, вошли три курса занятий ЛФК от врача-реабилитолога.
«Как правило, дети приходят в зимнюю школу как в реанимацию. Мы решили дать им возможность перезагрузиться, восстановиться, обратить внимание на свое физическое здоровье. В данном случае я решила помочь как детям, так и указать направление их родителям, в котором они сами могут поучаствовать. Состоялось 3 занятия ЛФК по 45 минут, на которых дети знакомились с разными комплексами упражнений.
Мы рассматривали индивидуально проблемы каждого. У кого-то одно плечо выше другого, кто-то находится в фазе роста и там что-то надо поправить, практически у всех сколиоз из-за особенностей сидения за инструментом. Очень многие выправились, даже после трех занятий. А ведь это можно продолжать делать дома, укрепляя таким образом свой аппарат для работы. Дети не только должны были заниматься и разучить этот комплекс, но и потом делиться своими ощущениями. Ну и, помимо физических улучшений, мы пронаблюдали за это время очень сильную психологическую разгрузку», — рассказала Елена Владимировна Березкина.
В это же время, в преддверии IV Конкурса-фестиваля молодых скрипачей и альтистов имени Гнесиных свои мастер-классы провела заведующая отделением “Оркестровые струнные инструменты” МССМШ им. Гнесиных Татьяна Семёновна Беркуль. Каждого скрипача ждали 5 индивидуальных занятий, посещение лекции и концертное выступление по итогам занятий в Органном зале МССМШ им. Гнесиных.
В небольшом интервью Татьяна Семеновна рассказала о прошедших занятиях и поделилась своими советами для учеников и их педагогов.
— Татьяна Семеновна, расскажите, какие проблемы вы решали с учениками на интенсиве?
— Надо дифференцировать — что можно сделать, а что нельзя за такое короткое время. Все участники интенсива приехали с конкретным, выученным ими произведением, которое они хотели улучшить. За такое короткое время занятий можно наметить проблемы и найти способ их решения, который поможет ученику в самостоятельных занятиях.
— Были ли в вашем классе в этот раз ученики, на которых можно было обратить особое внимание?
— В этом году на занятия приехал ученик из Воронежа. Он хочет поступать в нашу школу. Я обозначила проблемы и дала конкретные советы. И, действительно, стало лучше. Он способный, способен воспринимать — это главное. Ведь обучение — совместный процесс. Если человек не воспринимает твои советы, не реагирует на твой посыл во время урока, не понимает даже минимальную какую-то задачу, то результат не будет достигнут.
— Какие еще составляющие нужны для хорошего результата в процессе занятий?
— Очень важно, чтобы в таких процессах участвовал педагог. Тот, кто занимается с ребенком на постоянной основе. Но это сложный вопрос. Потому что есть педагоги, которые хотят учиться, а есть педагоги, которые ни за что не хотят учиться, они все знают.
Я очень часто говорю своим студентам, что я не все знаю. Бытует такое мнение, что вот так надо играть Баха, а вот так надо играть Моцарта. И никак иначе. Я не могу согласиться с этим. Есть определенные стилевые законы, которые надо, конечно, соблюдать. Но лично мне ни Бах, ни Моцарт ни одного указания или письма не написали. И если педагог говорит, что он точно знает как нужно, для меня этот педагог очень скоро закончится. В педагогике нужно учиться все время, вместе со студентом.
Хороший пример — Давиду Фёдоровичу Ойстраху, у которого я училась, было не стыдно подойти, если человек играл очень здорово стаккато, подойти и посмотреть, что же он такое делает. Вот тогда может быть разговор о том, что педагог состоялся как педагог, потому что он тоже учится. Я всегда учитываю индивидуальные способности ученика, индивидуальное строение рук, потому что это тоже тема животрепещущая. Если кто-то что-то делает и мне нравится, я, конечно, возьму это на вооружение у своих же учеников.
Когда мы говорим об исполнителях, говорим — талантливый. А про педагогов чаще звучат слова «знание», «умение», «опыт». Но педагогика и умение научить это точно такой же талант, как и исполнительский.
— Ваши пожелания ученикам?
— Я желаю детям трудиться, трудиться и любить своё дело. Без удовольствия вообще жить нельзя. Когда ты испытываешь при этом эмоции — счастья, любви, увлеченности делом, тогда все не зря. Вот это вот я могу пожелать — любить музыку, любить скрипку и любить труд. Без труда ничего не будет.
Ближайшие мастер-классы заведующей отделением “Оркестровые струнные инструменты” МССМШ им. Гнесиных Татьяны Семеновны Беркуль состоятся в рамках IV Конкурса-фестиваля молодых скрипачей и альтистов имени Гнесиных (24-29 марта). Информация о конкурсе и запись на мастер-классы по телефону: +7 (916) 149-68-69 |
Беседовала Е. Ключникова