22 апреля 2022 в Органном зале прозвучал концерт, программа которого объединила несколько столетий: от барокко и Ренессанса до наших дней. Такие далёкие, на первый взгляд, эпохи, имеют тесную связь и постоянно перекликаются друг с другом.
Звучащее чуждо, одновременно притягивает. Почему музыка 20 века нас удивляет, звучит так непривычно? Почему некоторые старинные композиторы звучат для нас странно? Музыканты на сцене и слушатели в зале попытались вслушаться, прикоснуться (фр. toucher) и разобраться в этих вопросах.
Автор идеи – студентка МГК им. Чайковского Мария Корякина:
Концерт состоял из четырёх пьес современных авторов. Каждый из них по-своему обращается со старинной музыкой, показывает ее с разных сторон. В какой-то из пьес это просто инструментовка многоголосных мадригалов для камерного ансамбля, состоящего из современных инструментов, а не из голосов, как было принято в то время. Где-то – переосмысление, преломление оригинального музыкального текста, с помощью музыкального течения 20 века – спектрализма. Такое полное разрушение первоначального материала. И мне кажется такой разнообразной программой нам удалось показать, каким разным бывает взгляд композиторов на одну, казалось бы, эпоху».
Абсолютная тишина и ее градации. Каждое piano, каждый шорох имел смысл. Слушатели концерта на уровне ощущения окунулись в другую звуковую реальность.
Помогли им в этом исполнители: Мария Корякина (флейта), Андрей Матюхин (гобой), Олеся Колотыгина (кларнет), Ольга Давнис (фортепиано), Евсевий Зубков (ударные), Варвара Косова (скрипка), Маргарита Пичужкина (альт), Александра Кобрина (виолончель) и перформеры: Иван Бушуев, Елиcавета Ленкина, Антон Прищепа.
Преподаватель по классу кларнета МССМШ им. Гнесиных, исполнитель партии перформера Антон Прищепа:
В необычной программе прозвучала российская премьера – "Осеннее концертино" итальянского композитора Франческо Филидеи, созданное на основе знаменитого концерта "Осень" из цикла "Времена года" Антонио Вивальди.
Мария Корякина:
Есть два солиста, которые играют на вполне традиционных для эпохи барокко инструментах – блокфлейте и скрипке. И пять перформеров. В их распоряжении довольно большой арсенал инструментов, которые даже сложно назвать музыкальными. Например, это манки на разных животных: на кабана, соловья, синицу, воробья, утку, фазана, кролика и многих других. Это пластиковые шланги, фольга, про которую сам автор говорит, что она призвана изображать шум опавших листьев, которые колышет ветер. Это бутылки с водой, в которые исполнители дуют и играют как на флейте Пана, хрустальные музыкальные бокалы, и много других экзотических инструментов, издающих самые разные звуки и шумы. По сути, вся пьеса состоит из звуков, которые обычно не предназначены для исполнения музыки. Это различные шумы, пение птиц, звуки леса – так называемая «конкретная музыка». Исполнители играют такую музыку в реальном времени, погружая слушателя в пространство, где эти звуки вдруг неожиданно складываются в узнаваемые мотивы Вивальди».
Беседовала Е. Ключникова