
В этом году весенние каникулы стали по-настоящему триумфальными для музыкально-театрального ансамбля «Юные гнесинцы», существующего в ДМШ при МССМШ им. Гнесиных на базе подготовительного отделения. Сразу три возрастные группы ансамбля — две подготовительные и одна из первого класса школы — представили музыкальные спектакли на Международных конкурсах-фестивалях в Санкт-Петербурге и Твери, завоевав дипломы лауреатов I, II и III степени.
Выезд в другой город трёх разных составов с тремя детскими операми — особый случай даже для опытных музыкальных школ. В этом году совпало сразу несколько факторов: удачно сложившиеся коллективы, серьёзное отношение к занятиям, воодушевленные дети и заинтересованные родители.
Младший (4,5 года) и старший (5 лет) классы подготовительного отделения выступили 27 марта в Санкт-Петербурге на Международном конкурсе-фестивале искусства и творчества «Преображение» – «Праздник весны». В номинации «Музыкальный театр» они получили дипломы лауреатов II и III степени соответственно. Ансамбль учащихся 1 класса школы (7 лет) представил свою постановку 29 марта в Твери, на Международном конкурсе-фестивале «Парад планет», завоевав I место в номинации «Академический вокал, 6-9 лет».
Каждое выступление стало важным событием как для юных артистов, так и для руководителя ансамбля «Юные гнесинцы» Полины Константиновны Семеновой и концертмейстера Софьи Андреевны Игнатенко, которые сопровождали и поддерживали детей во время всех выступлений.
Младший и старший классы подготовительного отделения отправились в Санкт-Петербург, чтобы выступить в одном из залов Конгресс-холла, вмещающем до 700 зрителей. Для детей это было не просто первое выступление на сцене такого масштаба, но и знакомство с концертной аппаратурой: все работали с микрофонами — важный, волнительный, но захватывающий опыт.
Малыши из младшей группы показали «Японскую сказку», вдохновлённую фольклором Страны восходящего солнца. Несмотря на юный возраст исполнителей (всего 4,5 года!), спектакль продолжался более 20 минут — колоссальное достижение даже для более взрослых ребят. Юные гнесинцы не просто "отстояли" это время на сцене, но сумели удержать внимание зала, чётко следуя драматургии и музыкальному рисунку спектакля. Судьи отметили вовлечённость детей, их музыкальность, дисциплину и организованность.
Интересно, что именно с этого спектакля когда-то началась история подготовительного отделения ДМШ при МССМШ им. Гнесиных! Как вспоминает руководитель ансамбля Полина Константиновна Семенова, «дошкольники пришли заниматься в школу в конце 1980-х годов. Первой постановкой, которую сделали 4-хлетние гнесинцы, была «Японская сказка». Персонажи этой оперы, нарядные и волшебные, помогли детям приобрести уверенность, навыки работы соло и в ансамбле, которая так понадобилась им в дальнейшем обучении. А один из подготовительных классов настолько заинтересовался пением в детской опере, что превратился в музыкально-театральный ансамбль ”Юные гнесинцы”!»
После выступления младших коллег ансамбль старшего класса (5 лет) представил детскую оперу «Репка», написанную Фабием Витачеком, племянником Елены Фабиановны Гнесиной. Этот материал оказался более сложным как с музыкальной, так и с исполнительской точек зрения. Однако ребята справились с задачей: не просто исполнили музыку, а донесли её смысл, интонацию, характер — именно это было особенно отмечено членами конкурсной комиссии.
Несмотря на плотный график репетиций и выступлений, маленькие артисты успели приобщиться к культурному наследию Петербурга — посетили Эрмитаж и Государственную академическую капеллу. По словам П.К. Семеновой, участие в экскурсиях помогло детям не только переключиться, но и почувствовать важность происходящего, прикоснуться к богатым культурным традициям нашей страны.
Третья победа — заслуга старшей части ансамбля «Юные гнесинцы» (1 класс). Их музыкальный спектакль – детская опера «Теремок» Александра Гречанинова, одного из первых педагогов Школы им. Гнесиных – был представлен на Международном конкурсе-фестивале «Парад планет» в Твери, в областном дворце культуры «Пролетарка». Несмотря на юный возраст, это уже более опытные дети, решившие после окончания подготовительного отделения остаться в составе ансамбля «Юные гнесинцы».
Выступление на конкурсе стало для них своего рода экзаменом на зрелость и сценическую ответственность. Каникулы — не самое простое время для организации выступлений, однако все участники показали высокий уровень подготовки и внутренней собранности. Особенно впечатляющим было то, что концерт состоялся ранним утром — в 8:30, но дети вышли на сцену бодрыми, сосредоточенными и вдохновлёнными. Судьи высоко оценили их уверенное владение музыкальным текстом и достойный уровень исполнения.
В программе поездки нашлось место и для знакомства с местными тверскими промыслами, благодаря чему ребята еще лучше прочувствовали атмосферу нового города.
Подготовительное отделение ДМШ при МССМШ им. Гнесиных работает более 30 лет. Его уникальность — в гармоничном сочетании музыкального воспитания и театральной практики, благодаря чему у детей не только формируются слух, память и чувство ритма, но и навык сценического поведения, уверенность и умение работать в команде.
Занятия с детьми самого младшего возраста ведёт Полина Константиновна Семенова, которая выстраивает единый образовательный цикл из трех предметов: сольфеджио, хора и ритмики. Итогом каждого учебного года становятся яркие и живые музыкальные спектакли. Их постановка требует от детей немалых усилий — и именно этот труд учит детей доводить начатое до конца, уважать своё дело и получать удовольствие от результата.
Руководитель ансамбля «Юных гнесинцев» отмечает: «Важно, чтобы дети привыкали делать что-то качественно. Когда ребёнок понимает, что хорошо выученное произведение — это источник радости не только для него, но и для зрителей, он начинает иначе относиться к учёбе. Этот опыт остаётся с ним надолго.
И конечно, низкий поклон всем: и преподавателям подготовительных классов, и педагогам-инструменталистам! Дети, перешагнув порог музыкальной школы, попадают в целый конгломерат предметов, погружаются в музыку с каждым классом все активнее, и когда постепенно они перестают бояться, знакомятся и начинают заниматься всё с большим количеством преподавателей, слушать старших учеников, сдавать зачеты и играть на концертах, они раскрываются всё ярче. Все учебные дисциплины очень помогают друг другу!»