Как пианисту попробовать себя в роли духовика? На каких уроках можно создавать музыку в дружелюбной и непринужденной обстановке? Ответы на эти вопросы знают ученики 5 и 6 класса МССМШ им. Гнесиных – в этом учебном году к предметам их основной программы добавились занятия по ансамблевой импровизации!
Несколько лет назад в школе проходил практикум, посвященный импровизации в различных ее проявлениях. В течение двух дней ученики школы занимались музыкальной импровизацией в ансамбле, ритм-танцем, рисовали под музыку, а также пробовали себя в контактной импровизации.
Преподаватели МССМШ им. Гнесиных Антон Прищепа и Зоя Вязовская рассказали о своем курсе, введенном в 2022-2023 учебном году.
«Термин импровизация в музыке можно трактовать по-разному. Есть старинная импровизация: в диапазоне от прелюдирования до бассо континуо, расшифровка которого является импровизированным гармоническим заполнением. Есть практика сочинения каденций к классическим концертам. Есть джазовая импровизация, у которой свои серьезные законы и алгоритмы. Тот тип импровизации, который стал основой нашего предмета – это групповая свободная импровизация. Это очень интересный и творческий тип импровизации, который задействует все исполнительские и личностные ресурсы человека, участвующего в процессе, и поэтому является прекрасным подспорьем сразу в нескольких аспектах музыкального развития».
«Мы знакомим учеников с тем, как может создаваться музыка изнутри. Изучаем ее с позиции творца. Прежде чем начать что-то сочинять или анализировать другую музыку, необходимо научиться говорить своими словами. Если сравнивать музыку с лингвистической системой, то при изучении любого языка у нас есть определенные параметры: грамматика, чтение, слушание. И – диалог. В школе мы очень много занимаемся музыкальной грамматикой, изучая музыку во всех ее аспектах. Ребята занимаются теорией, исполнительством и слушанием. Но получается так, что у нас отсутствует понятие разговора. В нашем курсе мы изучаем все аспекты по очереди. Выразительные средства, ладовые системы, азы гармонии, немного затрагиваем сферу ансамбля, потому что всё в конечном итоге основано на взаимодействии и внимательности к творческим идеям коллег. Изучаем стили, в которых возможно импровизировать, и работаем со сценической уверенностью.
Антон Прищепа:
«Кроме того, есть сама импровизация, которая является моментальной композицией. Она создается со своими ровесниками и преподавателями, которые тоже участвуют в этом процессе. На первых уроках, когда мы делали какие-то композиции из шумов, я видел, как горели глаза у детей, им очень нравилось то, что получается. Одним из первых моих заданий было предложение исполнить произведение Джона Кейджа «4:33» и они с удовольствием выполнили это довольно-таки сложное задание. Это важный психологический эффект, который позволяет им перезагрузить систему координат и понять, что музыка может рождаться здесь и сейчас.
Поначалу мы не использовали музыкальные инструменты. В арсенале были только дыхание, шумы, фольга, листы бумаги и так далее. Из них мы создавали звуковые полотна, изображая этими звуками какую-то историю. И сразу же задавали какие-то формообразующие элементы, чтобы произведение звучало цельно. Также мы довольно много поем. Сейчас уже подключаем музыкальные инструменты. Причем дети очень рады пробовать новые для них инструменты.
Конечно, очень важная часть импровизации – это настройка друг на друга: то, что важно для игры в ансамбле, оркестре; когда ты учишься быть постоянно включенным в процесс».
Зоя Вязовская:
«За несколько лет нашей практики мы заметили, что многие сценические проблемы и нюансы в восприятии академической музыки, как сложной, так и элементарной, сразу исчезают, как только пропадает языковой барьер. Люди учатся говорить что-то своими словами. Очень часто у академических музыкантов, именно из-за того, что они много всего знают, развивается такой комплекс неполноценности касательно самовыражения. То есть кажется, что это все уже написано, исполнено, зачем об этом еще раз писать или говорить. Но если мы посмотрим вокруг, то увидим, что масса людей может сказать друг другу «Как дела?» и это не будет плагиатом».
Антон Прищепа:
«5-6 класс специальной музыкальной школы – это достаточно удачное время для того, чтобы вводить практику импровизации и вообще говорить о тех темах, о которых мы говорим на уроках. С одной стороны, благодаря серьезным навыкам по специальности и сольфеджио ребята уже подкованы, а с другой стороны, они еще очень гибкие, любопытные, им интересно новое».
В конце учебного года юные музыканты вместе с преподавателями планируют представить то, чему они научились за это время, на импровизационном концерте!