9 и 23 апреля 2023 года в МССМШ им. Гнесиных состоялись два концерта вокальной музыки, на которых были исполнены все романсы Сергея Васильевича Рахманинова.
Каждое из творений композитора в этом жанре отличается удивительной искренностью. Рахманинов часто говорил о том, что любит поэзию и всегда возводил ее на второе почетное место после музыки. Оба концерта из цикла «Вокализ» (к 150-летию со дня рождения Рахманинова) собрали аншлаговые залы. Любимые и родные мелодии звучали в исполнении прекрасных певцов: в программе приняли участие приглашенная солистка Екатеринбургского театра оперы и балета Александра Конева (сопрано), солист Московского академического Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко Михаил Головушкин (бас), лауреаты международных конкурсов Евгения Красилова (сопрано), Ксения Молоткова (сопрано), Людмила Борисова (меццо-сопрано) и Олег Полпудин (тенор).
Автор идеи – лауреат российских и международных конкурсов Ольга Воробьева (фортепиано).
Солист Московского академического Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко Михаил Головушкин (бас):
Наверное, особый номер из исполненных мною – «Судьба». Он очень необычный, не похож на другие романсы. Многочастный, многослойный, масштабный. Раньше он казался мне немного скучным. Когда я начал его учить, вник в текст и музыку, понял, что это очень серьезное и глубокое произведение.
У меня самые приятные впечатления от участия в этом проекте. Прежде всего – от знакомства с прекрасным музыкантом Ольгой Воробьевой. Я впервые пел в Органном зале школы Гнесиных. Прекрасный зал, теплая публика, которая очень хорошо принимала».
Приглашенная солистка Екатеринбургского театра оперы и балета Александра Конева (сопрано):
«Молитва», «Все хочет петь и славить Бога» или «Пред иконой» — нечасто исполняемые произведения. Их интерпретация очень сложна. Помимо того, что это сложные произведения с точки зрения вокала и партии фортепиано, они сложны и с точки зрения осмысления. Как мы понимаем, что хотел сказать Сергей Васильевич, как можем это передать. Он один из самых моих любимых композиторов. Это невероятно русская музыка, она всеобъемлющая и написана с огромной любовью. Я очень люблю романс «Пред иконой». Там такой текст, настроение и состояние – изумительные.
Одним из высочайших шедевров в его творчестве я считаю романс «Диссонанс». На мой взгляд, это вообще одно из самых сложнейших произведений, наряду с «Вокализом». И как интересно они сочетаются!
Сначала бурный, страстный, очень тяжелый в эмоциональном смысле и огромный по своим объемам «Диссонанс». А после этого звучит «Вокализ» – без слов, совершенно нежнейшая мелодия, которая уносит куда-то вдаль.
Я очень благодарна Ольге Воробьевой: много лет я мечтала спеть «Диссонанс» и у меня все время не складывалось, я никак не могла найти пианиста, который бы ввязался со мной в такую «авантюру». И она решила создать этот проект, который позволил нам – большой и дружной команде – исполнить все романсы Сергея Васильевича. Благодаря этому сбылась моя мечта».
Партию фортепиано в двух концертах исполнила автор идеи цикла – заведующая отделом камерного ансамбля и струнного квартета, преподаватель по классу концертмейстерского мастерства, истории концертмейстерского и оперного искусства в МССМШ им. Гнесиных, лауреат российских и международных конкурсов Ольга Воробьёва. В небольшом интервью она рассказала о подготовке концерта и своей любви к творчеству Рахманинова.
– Как вы пришли к идее исполнить все романсы Рахманинова?
– Нам хотелось внести свою скромную лепту в празднование такого значительного юбилея. Поскольку я много работаю с певцами и среди моих коллег – певцы очень хорошего уровня, увлеченные камерно-вокальной музыкой, мы решили, что будет очень интересно исполнить все романсы Сергея Васильевича. С одной стороны, проект, безусловно, амбициозный. Но, с другой, это тот редкий случай, когда в одном жанре у композитора нет слабых произведений, они все очень интересные. Кроме того, это возможность воочию проследить путь развития композиторской мысли от его ранних романсов до таких поздних, как например «Две духовные песни», которые мы сыграли во втором концерте. Они очень редко исполняются. Более того, в советское время их вообще не издавали.
– Расскажите, кого вы пригласили к сотворчеству в проекте?
– Изначально солистов должно было быть больше, но двое певцов заболели и не смогли принять участие в проекте. С другими солистами мы долгое время работаем: с Александрой Коневой, Ксенией Молотковой, Евгенией Красиловой, Олегом Полпудиным. С Людмилой Борисовой были знакомы, но вместе работать не доводилось. Радостно, что сейчас это случилось; она очень интересный музыкант, у нее есть свой взгляд, свои музыкальные решения. С Михаилом Головушкиным мы познакомились недавно, специально для этого проекта, и, надеюсь, продолжим сотрудничать.
– Открылось ли что-то новое в знакомом для вас репертуаре?
– Много романсов было в моем репертуаре, некоторые я учила специально для этого проекта. Есть вещи, к которым мне очень нравится возвращаться. Это, безусловно, опус 38, я его играю уже очень много лет. Но это всегда новый опыт, потому что разные певицы чувствуют эту музыку по-разному. Еще несколько лет назад мы с Александрой Коневой выучили «Две духовные песни» и сразу были потрясены этой музыкой – она является подлинным шедевром не только русской, но и всей мировой музыкальной литературы. Сочетание гениального текста, гениальной музыки и религиозного подъема, религиозной философии.
Многие романсы откровенно лирические и в этом заключается их неповторимое очарование. Такой знаменитый романс как «Сирень» не может наскучить. Всегда его играешь с удовольствием.
Из того, что специально выучили, меня просто потряс «Диссонанс» — это совершенно невероятное произведение. Оно трудное и вокально, и в фортепианной партии, и ансамблево, но работать над ним было очень интересно.С новой стороны открылись некоторые романсы, которые я играла с женскими голосами, а в этот раз они были отданы мужским. Например, романс «В молчании ночи тайной». У меня всегда так складывалось, что я его играла с меццо-сопрано, хотя он написан для баритона. А сейчас – с басом. И это очень интересно, я по-другому почувствовала эту музыку, появился другой эмоциональный посыл.
– Что для вас – камерно-вокальное творчество Сергея Рахманинова?
– Мне кажется, что Рахманинов – это последний гений нашей русской культуры дореволюционного периода. И его вокальное творчество – квинтэссенция всего, что достигла русская культура за 18,19 и начало 20 века. Если взять в историческом масштабе – это совсем небольшой период, но по интенсивности развития она вобрала в себя все то лучшее, чего достигла европейская цивилизация. И при этом не утратила своей самобытности. Вот это соединение изысканной европейской утонченности и подлинно русского масштаба, глубины русской души соединилось в творчестве Рахманинова так, как может быть ни у одного другого композитора до него. Наверное, такая мысль достаточно банальна, но это правда».
Беседовала Екатерина Ключникова