Международный музыкальный фестиваль в Вербье – одно из крупнейших событий музыкального мира не только в Швейцарии, но и во всей Европе. Фестиваль ежегодно поддерживает молодых музыкантов и дает возможность выступить в Юношеском и Молодежном оркестрах вместе с выдающимися мастерами своего дела. Гнесинцы вот уже пятый год не упускают возможность поучаствовать в этом событии: в этот раз на фестиваль удалось попасть Ивет Марии Боррего Карбонель (скрипка, III курс), Маргарите Галкиной (флейта, II/III курс – экстерн), Леониду Суркову (гобой, III курс), Марии Сыч (скрипка, III курс) и Никите Шкуратову (скрипка, 9 класс).
Маргарита Галкина, флейта (II/III курс – экстерн)
Я участвовала в фестивале в Вербье второй год подряд, и могу сказать, что впечатления были ещё ярче. Этот фестиваль – удивительное место для творчества и знакомства с новыми людьми. Во вторую поездку я уже чувствовала больше определенности, уверенности, знала, как все работает. Наверное, это помогло мне больше раскрепоститься, больше думать именно о музыке и занятиях.
Леонид Сурков, гобой (III курс)
Для меня это тоже была вторая поездка в Вербье. Впечатления, я бы сказал, были еще ярче, чем в первый раз, но при этом я чувствовал себя немного по-другому: ты приезжаешь безо всякого ненужного волнения, потому что уже знаешь многих людей, и настраиваешь себя на то, что это будет в любом случае позитивное впечатление и эмоции. Ты вместе с ребятами со всего мира едешь создавать музыку, радоваться, общаться. Это, конечно, удивительно. Атмосфера фестиваля заставляет впитывать как губка какие-то новые вещи, которые ты, возможно, раньше знал, но здесь открываешь их для себя по-другому, потому что величайшие музыканты делают это на твоих глазах, и ты просто идешь за ними – они вдохновляют.
Никита Шкуратов, скрипка (9 класс)
Это была моя первая поездка в Вербье. Она подарила много потрясающих эмоций и впечатлений. Я познакомился с выдающимися артистами – скрипачами, и не только. Мне очень понравилось работать с такими замечательными дирижёрами, как Ален Альтиноглу и Станислав Кочановский. В первую неделю с нами работал ассистент Саймон и прекрасные коучи, которые давали много полезных советов и многому научили. Я очень рад, что летом смог оказаться в этом проекте.
Мария Сыч, скрипка (III курс)
Фестиваль в Вербье – самое яркое музыкальное событие моего лета. Это бесценный опыт для меня как для музыканта. У меня появилось множество прекрасных друзей по всему миру, я имела возможность посетить концерты и пообщаться с выдающимися музыкантами нашего времени. Потрясающий фестиваль: море новых возможностей и впечатлений! Я обязательно вернусь туда.
Ивет Мария Боррего Карбонель, скрипка (III курс)
Это был мой первый год в юношеском оркестре Вербье и, к сожалению, последний, так как мне уже исполнилось 18 лет – надеюсь, что смогу вернуться в молодежный оркестр на следующем фестивале. Я получила много положительного и интересного опыта. Новые знакомства, друзья, с которыми мы до сих пор общаемся, следим друг за другом в социальных сетях, радуемся успехам друг друга – по-моему, это здорово. Там было много классных ребят, все они хорошо играют, и я была просто счастлива, что мне выпал шанс пообщаться с этими людьми, поиграть замечательную музыку и даже встретиться с такими признанными мастерами, как Евгений Кисин, Михаил Плетнев, Даниил Трифонов, Леонидас Кавакос, Максим Венгеров, Илья Грингольц и другими замечательными музыкантами. Это было потрясающе.
Леонид: из других известных музыкантов нам удалось поработать с пианистамиРичардом Гудом (Америка) и Саймоном Кроуфордом-Филлипсом (Великобритания). Среди коучей больше всего запомнились скрипачи Ян Оравец (поляк, работает в Брюсселе) и Дэвид Баллестерос (Лондонский филармонический оркестр); коуч гобоистов – Йоханнес Гроссо – работает во Франкфуртской опере… Многие педагоги были музыкантами из Парижского филармонического оркестра, из Америки, Филадельфии (например, коуч контрабасистов Мэри Джэвиан), Германии (флейтистка Кэрол Лохман).
На мой взгляд, главное, что было в фестивале вообще в целом – это, конечно, общее стремление делать одно дело и радоваться музыке, погружаться в нее, находить что-то новое в том, что уже тысячу раз слышали. Например, Пятая симфония Бетховена, которой дирижировал Саймон Рэттл – это было что-то удивительное, уникальное. Наверное, один из самых лучших концертов. Фестиваль дает всеобщее единение и при этом большую свободу. Никто не боится. На первой репетиции в прошлом году нам сказали: «ребята, делайте ошибки. Вас поправят, мы с вами вместе подумаем над ними. Вы дадите себе больше свободы и потом достигните намного больших высот, если ошибетесь сейчас, чем побоитесь и либо допустите эту ошибку потом, либо все время будете себя как-то ограничивать». И вот эта свобода, которую дает фестиваль, оставляет огромную мотивацию и желание идти вперед с этим ощущением стремления и раскованности.
Маргарита: У европейских оркестров немного другое видение, как и сказал Леонид. Меня потрясло то, что и во второй год сохраняется эта дружелюбная атмосфера. Все учителя, с которыми мы работали, все великие пианисты, которых мы ходили слушать, все потрясающие дирижеры воспринимают тебя как человека абсолютно на одном уровне, когда ты начинаешь с ними разговаривать. Когда слышишь о великих музыкантах в СМИ, думаешь, что их высот невозможно достичь, однако живое общение на таких мероприятиях, как фестиваль в Вербье, помогает понять, что все эти мэтры только собственным трудом добились неимоверных высот и успехов. И ты понимаешь, что все в этом мире возможно, если только этого захотеть. Этот оркестр и фестиваль помогает понять свое место в музыкальном мире, чего ты на самом деле хочешь добиться и к чему ты стремишься.
Ивет: У нас было три концерта; первые два были с замечательным дирижером Аланом Альтиноглу. Мы играли Пятую симфонию Мендельсона (замечательное, очень красивое и известное произведение), Венгерские танцы Брамса (I, III, IV, V, VIII, X, XXI – очень много). С Ричардом Гудом мы исполняли концерт Моцарта для фортепиано с оркестром №20. Последнее выступление – концерт-опера: «Риголетто» Верди с певцами из Академии фестиваля Вербье и русским дирижёром Станиславом Кочановским. Это был захватывающий и очень полезный для нас опыт.
Леонид: На самом деле, концертный репертуар фестиваля был самый разный. Причем они удивительным образом его сочетали. На одном концерте выступала Магдалена Кожена (удивительное меццо-сопрано) с барочным оркестром Базеля. Сначала она пела арии Монтеверди, а потом исполняла музыку конца XX века, которая связана с Монтеверди некими аллюзиями. Это была совершенно иная атмосфера, и она противопоставляла две эпохи на таком контрасте, что это было удивительно. Так были построены многие концерты. Например, программа одного вечернего выступления на главной сцене состояла из поп-рок музыки; был и джазовый концерт. Для них нет границ. Они, конечно, больше сосредотачиваются на классической музыке, но при этом дают огромную свободу: можно делать практически все, что угодно. Было два open-air концерта на центральной площади в Вербье, когда можно было исполнить любую программу, которую тебе захочется – вы делаете ее под руководством коуча. Возможности и свобода – это то, что определяет фестиваль и то, к чему они стремятся.
Беседовала Наиля Насибулина
Материалы по теме:
Летние впечатления: гнесинцы на фестивале в Вербье (2017)
Международные каникулы гнесинцев или как я провел лето (2016)
Вербье глазами гнесинцев (2015)