Американский перкуссионист Артур Липнер – один из лучших современных исполнителей на маримбе и вибрафоне. Композитор, аранжировщик, импровизатор, он пишет огромное количество модно звучащей музыки для двух своих любимых инструментов, а также создает переложения легендарных сочинений, которые никогда до этого не звучали на перкуссии. О том, почему виртуоз из пригорода Нью-Йорка, наряду с Бразилией и Турцией, выбрал Россию и дал концерт в Школе им. Гнесиных, Артур рассказал в этом интервью.
Вы впервые в России?
- Да.
Какие у вас впечатления от Москвы?
- Москва – прекрасный город. У меня еще не было возможности прогуляться, но я сделаю это завтра.
Сегодня ваше выступление будет сопровождать ансамбль «PercaRUS Duo» Михаила Путкова и Владимира Терехова. Как вы с ними познакомились?
- Онлайн, на фейсбуке. Члены международного сообщества перкуссионистов довольно тесно общаются между собой: отслеживают новые релизы, видео. Они написали мне и пригласили поучаствовать.
И тогда вы поняли, что вам интересно было бы выступить здесь?
- Да. Большая часть моей работы – путешествия, исполнение музыки в разных местах, работа с разными культурами. После выступления в Москве я поеду в Санкт-Петербург на неделю, чтобы выступить на фестивале перкуссии, записаться на студии с другими музыкантами. Буду на виброфоне играть русский фолк – это для меня что-то новенькое… Еще проведу там воркшопы.
Как вам Гнесинская школа?
- Это отличное учебное заведение. Условия прекрасны, мне нравится быть в такой атмосфере.
Вчера у вас был мастер-класс. Расскажите, чем вы там занимались?
- Я говорил о технике игры на вибрафоне и маримбе. Также затронул импровизацию и предложил поучиться участникам разного возраста и уровня: и маленьким детям, и начинающим, и продвинутым студентам.
Все участники были из Гнесинской школы?
- Мастер-класс открыт для всех. Некоторые пришли со своими педагогами, некоторые студенты были из этой школы, а остальные – из других учебных заведений Москвы.
Что понравилось, с какими трудностями столкнулись?
- Говорить по-русски (смеется). Самым интересным было делиться моей точкой зрения о том, как нужно играть на инструменте, с теми, у кого другие взгляды на этот счет.
Есть какие-нибудь тонкости импровизации на перкуссии, которые нам стоит знать?
- Вибрафон – довольно распространенный инструмент в джазе, а вот маримба – нет. Джаз предполагает импровизацию. И хотя в разных культурах мира – в Африке или Мексике, например – на маримбе импровизируют, вместе эти два инструмента не часто задействованы. И вообще, для перкуссионных ансамблей импровизация не очень характерна. Я же люблю выступать с разными коллективами, исполнять музыку других стран: карибскую и так далее.
Что нас ждет сегодня на концерте?
- Сегодняшняя программа – мои сочинения и мои аранжировки, сделаем из этого микс. Я исполню сольную композицию, играю ее лишь кончиками пальцев.
Вы первый, кто использует такую технику?
- Насколько мне известно, я такой один. Также будут сочинения, на которые меня вдохновили Карибы и Бразилия. Исполним и две части моего концерта. Первая часть – с детским хором. Это очень волнительно.
Почему возникла идея задействовать детский хор?
- Пьеса медитативная, вокалисты только распевают гласные «у» и «а» – так что «слова» сами по себе очень универсальны. Поэтому мой концерт хорошо исполнять в разных уголках мира. У детей такой ангельский звук! Это важный момент, который дарит особое ощущение.
Были ли наши дети музыкально хороши, достаточно подготовлены?
- Дети просто прекрасные и были полностью готовы. Они просто сказали: «Хорошо, давайте сделаем это прямо сейчас». И руководитель хора просто замечательный.
Каким будет Ваш новый альбом?
- Исландия, Бразилия и Стамбул – концепция моего следующего альбома для вибрафона и маримбы. Буду сотрудничать с местными музыкантами на «их территории», играть с ними национальную музыку. Я очень взволнован и не знаю, чего ожидать. Посмотрим, что получится.
Беседовала Алиса Алексеева
Фото Екатерины Ключниковой