1
Романтизм
На смену Эпохе Просвещения приходит романтизм, который сопровождался промышленным переворотом с появлением машин и паровозов, фабрик и заводов. Противопоставляя культу разума чувства, романтизм утверждает культ природы и естественного человека.
Само название родилось из тесного переплетения нескольких значений однозвучных слов разных стран — romantisme (Франция), romance (Испания), romantic (Англия). Впоследствии имя направления укоренилось и дошло до наших дней как romantique — нечто живописно-странное, фантастически-красивое, существующее только в книгах, но не в действительности.
Первоначально романтизм сложился в философии и поэзии в Германии (1790-е г.), а позднее (1820-е г.) распространился в Англии, Франции и других странах. Главными критериями в искусстве стали свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальности и неповторимости человека, искренность и раскованность, пришедшие на смену подражанию классическим образцам XVIII века.
Сутью романтического мировосприятия является признание драматически неразрешимого противоречия между низменной действительностью и высоким идеалом, несовместимым с нею, а подчас и вообще нереализуемым. В романтизме главное — героико-патетическое прославление одиночества.
Интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души — характерные черты романтизма.
Для романтизма нет устоявшихся канонов в искусстве, художник смело выступает за обновление художественных форм, с помощью которых он создает свой особый мир фантазий и мечты, далекий от реальности. Разочарование в идеалах Великой французской революции и последствия наполеоновских войн пробудили национальное самосознание, которое выразилось в интересе к истории и фольклору, далеким «рыцарским» временам, воскрешении из забвения творений выдающихся мастеров прошлого.
Романтизм — это целая эпоха в истории мировой художественной культуры. Его представители в литературе — Вальтер Скотт, Джордж Байрон, Перси Биши Шелли, Виктор Гюго, Адам Мицкевич; в музыке — Франц Шуберт, Рихард Вагнер, Гектор Берлиоз, Никколо Паганини, Ференц Лист, Фридерик Шопен, Роберт Шуман, Феликс Мендельсон, Эдвард Григ, Винченцо Беллини, Гаэтано Доницетти, Джакомо Мейербер; в изобразительном искусстве — Эжен Делакруа, Теодор Жерико, Филипп Отто Рунге, Джон Констебл, Уильям Тернер, Орест Кипренский и др.
2
Уильям Тёрнер. «Кораблекрушение», 1805 г.
Галерея Тейт, Лондон
Уильям Тёрнер считался одной из наиболее ярких фигур в романтической пейзажной живописи XIX века. Его творчество, чрезвычайно разнообразное по стилистике, отмечено смелыми, опережавшими свое время поисками и открытиями. В 1804 году Тёрнер открыл собственную галерею, где собирался выставлять свои лучшие полотна. Галерею он открыл картиной «Кораблекрушение». М.А. Орлова пишет о картине: «Явственно ощутимо тут сопротивление волн яростному урагану, всей силой своей тяжести они влекутся обратно в океан. И с такой же энергией люди на пострадавшем паруснике и лодках, спешащих ему на выручку, силятся удержаться на волнах. Это уже вполне романтическое полотно построено на смелых контрастах светлого и темного, тонов холодных — темное море с изумрудными отливами — и горячих — пятна красного и желтого, какими набросаны фигуры на судах».
Природа — главный герой тёрнеровских полотен. В стиле голландской марины (морской пейзаж) Тёрнер изобразил современный сюжет — гибель пассажирского судна. Большую часть картины занимает бушующее море, люди пытаются взобраться на спасательные лодки, которые едва держатся среди этой разъяренной стихии. Композиционное ядро картины — ажурная белёсая пена, образующая на морской поверхности огромный овал. Слева и в глубине картины — гибнущие суда, потерявшие управление. Их мачты сломаны, паруса оборваны, палубы залиты водой. Лишь лодка в центре еще сохраняет равновесие.
Палитра картины сосредоточена на темном цвете — вода и небо почти сливаются в своем мрачном черном воплощении, что еще больше усиливает ощущение трагедии и безысходности происходящего. Только лишь тонкая полоска света у горизонта оживляет этот драматический пейзаж, вселяя надежду измученным людям на долгожданный штиль и покой.
Картина очень точно передаёт черты стиля, на которые всегда опирался Тёрнер — это эмоциональность, граничащая с реалистичностью, не лишенная личной авторской «аранжировки». Его бури и кораблекрушения были призваны выразить идею «возвышенного и ужасного», очищающего душу через потрясение, вызывая смятение ума и сердца.
3
Тёрнер Джозеф Мэллорд Уильям (Turner) (1775-1851) — английский живописец, крупнейший представитель английского романтического
Его отец был парикмахером и изготовителем париков. Мать, дочь мясника и домохозяйка, умерла, когда ему было 25 лет. Уильям Тёрнер, интуитивно чувствуя природу, красоту и способы ее выражения на холсте, творил картины, которые впечатляют до сих пор. В возрасте 26 лет Джозеф Маллорд Уильям Тёрнер был принят в Королевскую Академию художеств. Окончив ее, он много ездил по Англии. Во время своих путешествий делал наброски, эскизы своих будущих картин, которые он впоследствии рисовал акварелью. С 1808 стал преподавать в Королевской Академии художеств, получив звание профессора.
Тёрнер был признан и популярен, не испытывал нужды и жил в престижном районе Лондона. Желание совершенствовать свое мастерство направило художника в Париж, где он увидел множество знаменитых картин, посещая Лувр. В 1804 году благосостояние Джозефа Маллорда Уильяма Тёрнера выросло настолько, что он смог позволить себе на месте своего дома построить картинную галерею, где выставлял свои собственные картины. Это явилось уникальным прецедентом для Англии того времени.
В начале XIX века художник, увлекаясь творчеством голландских мастеров XVII в., создал ряд реалистических пейзажей, затем стал часто обращаться к мотивам французского пейзажиста К. Лоррена, трактуя их в фантастическом романтическом духе, например, «Дидона, основательница Карфагена» (1815), которую считал непревзойденным шедевром.
Новым потрясением для Тернера стало посещение Италии в 1819 году. За четыре месяца им было создано около 2000 эскизов Рима и его окрестностей, а вернувшись на родину, он начал воплощать на бумаге идею силы солнца и света.
Для его работ (главным образом, морских пейзажей, картин на исторические и мифологические сюжеты) характерно воплощение динамики и борьбы природных сил, редких световоздушных и цветовых эффектов. Источником его вдохновения являлись вода и корабли, а также различные драматические моменты в живой природе.
Особой свободой и динамичностью манеры отличаются пейзажи 1820-х — начала 1840-х годов, которые выполнены чистыми светлыми красками и построены на мягких контрастах воздушных мерцающих тонов, словно дымка растворяющих очертания предметов («Последний рейс корабля «Отважный», 1838)
Одна из поздних работ художника — картина «Дождь, пар и скорость», 1844 — является первым живописным изображением бегущего по рельсам паровоза — символа индустриализации.
Поздние картины Тёрнера словно утрачивают связь с реальным миром, будто рожденные мощью красочного хаоса, превращаясь в фантасмагорические зрелища.
Уникальное исследование художником световых и цветовых эффектов нередко рассматривают как предвосхищение открытий французского импрессионизма. В отличие от фиксации «мгновений» импрессионистами творчество Тёрнера основано на понимании пейзажа как отражения борьбы природных сил. Художник считал, что всякие чрезвычайные состояния природы могут адекватно передать смятение человеческого сердца и ума, очистить душу и сознание.
Джозеф Маллорд Уильям Тёрнер умер 19 декабря 1851 года в возрасте 76 лет в Лондоне. Похоронен на кладбище при соборе Святого Павла.
Современники Джозефа Мэллорда Тернера называли его живописцем «золотых видений, великолепных и прекрасных, хоть и не имеющих субстанции». Тёрнер завещал государству 282 картины и свыше 19-ти тысяч акварелей и рисунков. Он просил лишь, чтобы его работы выставлялись отдельно, обособленно. В наше время многие из его работ можно увидеть в лондонской галерее Тэйт.
Сюжет о творчестве Тёрнера на ТК Культура (10 мин.)
Информация о творчестве Тёрнера и выставка картин на сайте Галереи Тейт в Лондоне