1
Эпоха Возрождения
Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) — эпоха в истории культуры Европы, которая пришла на смену культуре Средних веков и предшествовала культуре Нового времени (примерно начало XIV — последняя четверть XVI веков), оказавшая влияние на ход развития всего человечества.
Отличительная черта эпохи Возрождения — это светский характер культуры и гуманистическое мировоззрение (признание ценности человеческой личности, его творческой самостоятельности, духовного и физического совершенства). Появляется интерес к античной культуре, происходит своего рода её «возрождение» — так и появился термин, который впервые употребил итальянский архитектор и историк искусства Джорджо Вазари в 1550 г.
Это была настоящая революция — период расцвета искусства и культуры, творчества, наук. Это было время открытия многообразия окружающего мира и его аналитическое изучение. Все виды искусства обрели новое дыхание и стали развиваться необычайно быстрыми темпами. Титанами эпохи Ренессанса являются Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан, Микеланджело, Боттичелли, Дюрер и другие художники. В своем творчестве они выражали общую концепцию мироздания, понятия о происхождении человека, которые опирались на религию и мифы. Именно тогда появилось стремление художников научиться создавать реалистичное изображение человека, природы, вещей, а также неосязаемых явлений — чувств, эмоций, настроения и т.д. Колыбелью Возрождения стала Флоренция, а затем и другие города Италии, включая Рим и Венецию, а в конце XV века новая культура переходит через Альпы, где в результате синтеза итальянской и местных национальных традиций рождается культура Северного Возрождения.
2
Рафаэль Санти (1483-1520)
Автопортрет (1506)
Галерея Уффици, Флоренция
С 1506 года «Автопортрет» находился в коллекции кардинала Леопольда Медичи, с 1682 года — в собрании галереи Уффици.
Трудно не согласиться с итальянским писателем Дольче, младшим современником художника, который говорит, что Рафаэль любил красоту и нежность форм, потому что сам был изящен и любезен, представляясь всем столь же привлекательным, как и изображенные им фигуры.
От его облика исходят спокойствие и небесная гармония, которыми отличается вся живопись художника. Ему было 23 года, когда он выполнил этот портрет. Лицо художника расположено к нам вполоборота, взирая мечтательным и отрешенным взглядом с картины, словно скрывая тайные тревоги и страдания своей души. Правильные черты юношеского лица Рафаэля гармонируют с изысканной элегантностью одежды.
Колорит этой картины подчеркнуто сдержан — нейтральный оливковый фон, темные волосы, такая же шапочка. Голова его и плечи четко вырисовываются на гладком фоне. Контур необыкновенно тонок, чуть волнист (во Флоренции Рафаэль тщательно изучал живописные открытия Леонардо). Между темным одеянием и кожей теплого цвета виднеется узкая белая полоска рубашки — в этом тончайшем переходе от глухого черного к живым тонам лица и шеи — весь Рафаэль, чувствовавший глубинные законы живописи. Художник использует минимальный набор цветов, что позволяет сосредоточить внимание только на эмоциях, изображенных с помощью выражения его глаз. Он смотрит на мир, как бы желая проникнуться его гармонией.
«Каждый злой помысел исчезал при одном его виде», — писал биограф Ренессанса Джорджо Вазари. И далее: «Те, кто так счастливо одарен, как Рафаэль Урбинский, не люди, но смертные боги».
Живопись великого итальянца отвечает вечному стремлению человека к спокойной и радостной красоте, исполненной благородства, умеренности и величия, и в то же время гуманной, теплой, лирически нежной.
Это интересно! На фреске *«Афинская школа», весьма похожий на этот, только в зеркальном развороте, художник нарисовал *свой автопортрет: справа в образе древнегреческого живописца Апеллеса виден тот же исполненный высокой поэзии облик Рафаэля.
В Италии до вхождения в зону евро этот портрет *печатался на 500-тысячной купюре: на реверсе (обратной стороне) пятисот лир размещалась знаменитая рафаэлевская «Афинская школа», а вот аверс (лицевую сторону) украшал фрагмент фрески Рафаэля «Галатея» и знаменитый автопортрет.
* Нажмите на название гиперссылки, чтобы перейти к изображению.
3
Рафаэль Санти
Рафаэль Санти родился 26 или 28 марта 1483 г. в Урбино в семье художника Джованни Санти. Ему едва исполнилось 12 лет, когда он потерял родителей. В 1501 г. переехал в Перуджу и поступил для обучения живописи в мастерскую Перуджино. Тогда же Рафаэль выполнил первые самостоятельные произведения, в которых уже сказались навыки и умения, перенятые от отца и учителя. Здесь и стал формироваться его собственный стиль.
Наиболее удачные из его ранних работ — «Мадонна Конестабиле» (1502-1503 гг.), которая хранится в собрании нашего музея «Эрмитаж», «Сон рыцаря» и «Святой Георгий» (обе 1504 г.).
Почувствовав себя состоявшимся художником, Рафаэль в 1504 г. покинул учителя и переехал во Флоренцию. Это период стал самым насыщенным в творчестве художника. Здесь он упорно работал над созданием образа Мадонны, которой посвятил не менее десяти произведений («Мадонна со щеглёнком», «Святое Семейство (Мадонна с безбородым Иосифом)» (1505-1507), которая тоже находится в собрании «Эрмитажа» и др.). Его справедливо считают певцом женской красоты. Мадонны Рафаэля индивидуальны, прекрасны и совершенны в своем материнстве.
В конце 1508 г. Папа Римский Юлий II пригласил Рафаэля переехать в Рим, где художник провел заключительный период своей короткой жизни. При папском дворе он получил должность «художника апостольского Престола».
Главное место в его творчестве теперь заняли росписи парадных покоев (станц) Ватиканского дворца. Для кабинета Папы Рафаэль пишет фрески, отражающие четыре вида интеллектуальной деятельности человека: богословие — «Диспут», юриспруденция — «Мудрость, Умеренность и Сила», и самые выдающиеся это поэзия — «Парнас» и философия — «Афинская школа».
В Риме Рафаэль достиг совершенства как портретист и приобрёл возможность реализовать своё дарование архитектора: строительство дворцов, вилл, церкви, небольшой часовни, а с 1514 г. он руководил строительством самого грандиозного собора Святого Петра.
В 1515 г. его назначили комиссаром по древностям, что подразумевало изучение, охрану античных памятников и контроль за раскопками.
Среди прекрасных творений римского периода «Сикстинская Мадонна» (1512–1513) — произведение, не имеющее равного себе во всей западноевропейской живописи, — являет собою полнейшее воплощение идеала в христианском искусстве.
Живопись Рафаэля Санти является не единственным видом изобразительного искусства, в котором художник достиг совершенства. Около 400 рисунков принадлежит его руке. Среди них есть как законченные графические произведения, так и подготовительные рисунки, наброски к картинам.
Еще одна грань дарования мастера — это поэзия. Он, как и его современники, обращался к жанру сонета (лирические стихотворения из 14 строк). Некоторые свои рисунки Рафаэль сопровождал сонетами, посвящал их своей возлюбленной.
В последние годы жизни популярность его была столь велика, что заказов было множество, и ему приходилось перепоручать их выполнение ученикам, ограничиваясь составлением эскизов и общим контролем за работами.
Умер Рафаэль Санти 6 апреля 1520 г. в Риме. Прах его покоится в одном из красивейших зданий античного Рима — Пантеоне, который стал усыпальницей великих людей Италии.
Эпитафия на его гробнице гласит: «Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побеждённой, а после его смерти она боялась умереть».