ПАБЛО ПИКАССО
1
Пабло Пикассо. Арлекин, сложивший руки. (Художник Джакинто Сальвадо). 1923. Музей Людвига в Кёльне. Холст, масло.
Арлекин, популярный герой итальянской комедии дель-арте, был одним из самых главных героев в искусстве Пикассо. Его образ встречается в разные периоды творчества художника, и со сменой периодов изменялся и Арлекин.
Моделью этого Арлекина стал друг художника, которого он нарисовал в этом образе четыре раза (все в 1923 г.). Этот портрет создан в самый апогей периода классицизма, но здесь отчетливо проступает геометризм и условность кубистических композиций предшествующего периода творчества Пикассо. Четкая выразительная линия, красочные отголоски ритма ромба, как напоминание костюма Арлекина, который, возможно, говорит об артистичности натуры изображенного. Статичность позы, сосредоточенность, задумчивость, внутренняя собранность характерны для многих героев Пикассо. Комический и веселый Арлекин изображен уже вне своего образа. Его взгляд и черты лица выдают небольшую грусть и усталость. Зритель видит в нем человека, который ничем не отличается от любого из нас, который просто живет, а не продолжает разыгрывать очередной фарс.
Во многих образах Арлекина Пикассо отражал самого себя — Творца, Художника. А портреты одинокого Арлекина помогают заглянуть в душу героя. Арлекин напоминает нам о театральных подмостках и бродячих актерах, о цирке, позволяя Пикассо говорить об искусстве, о творческой личности в широком смысле. Образ Арлекина позволяет нам понять творчество художника в целом. Метод Пикассо — «творческая арлекинада», смена масок, бесконечное преображение его творческой манеры.
Мой Арлекин чуть-чуть мудрец,
Так мало говорит,
Мой Арлекин чуть-чуть хитрец,
Хотя простак на вид.
Мой Арлекин хитрец, простак,
Привык к любым вещам,
Он что-то ищет в небесах
И плачет по ночам.
И. Бродский «Шествие». 1961
2
Пабло Пикассо (1881 — 1973)
Полное имя — Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо — испанский и французский художник, скульптор, график, театральный художник, керамист и дизайнер.
Художник Пабло Пикассо родился в Испании в семье искусствоведа Хосе Руиса 25 октября 1881 года. Роды были сложными, и ребенок при рождении не закричал. Тогда акушер спокойно закурил гаванскую сигару и выпустил дым на лицо новорожденного: все вскрикнули от ужаса, в том числе и новорожденный Пабло.
С этого момента началась его долгая и неутомимая жизнь в искусстве, полная творческих исканий, удач и разочарований. Он менял стили и техники: безжалостно расчленял предмет исканий в кубизме, вновь собирал его, обратившись к неоклассицизму, пробовал себя в сюрреализме, расписывал стены, занимался скульптурой и керамикой. Он познавал мир через холст и не мыслил себя вне палитры.
Когда родители осознали, что в семье растет одаренный ребенок, отец отдал кисти и краски юному Пабло, став его первым учителем. В 13 лет Пикассо поступил в Барселонскую академию художеств, затем — в Мадридскую академию «Сан-Фернандо». Там его гнетет рутина и академизм обучения, и он предпочитает изучать творчество Эль Греко и Веласкеса, копируя и работая в стиле старых мастеров. В 1900 году Пабло решает переехать в Париж. Именно во Франции испанский художник ощущает свое место в бурной художественной жизни столицы, активно погрузившись в жизнь артистической богемы. Он приехал завоевать Париж.
Творческую биографию Пабло Пикассо принято условно делить на несколько этапов.
Голубой период (с 1901 г). Жизнь художника окрашена потерей близкого друга, нищетой и безысходностью. Картины этого периода выполнены, в основном, в холодных сине-зеленых тонах. Герои — старики, бедные матери и дети, социальное «дно» общества.
«Любительница абсента», 1901. Государственный Эрмитаж.
Розовый период (с 1904 г.) Картины становятся более жизнерадостными, в них преобладают розовые и оранжевые золотисто-розовые, охристые тона. Тема романтической жизни бродячих артистов раскрывается в одной из его самых знаковых картин — «Девочка на шаре» 1905, ГМИИ им. Пушкина). Его новые герои- акробаты и циркачи, арлекины.
Африканский период (с 1907 г.). Под влиянием Сезанна Пикассо стремится придать формам больше простоты и значительности, впервые обратился к «примитивизму», чувственному и формальному, который он будет разрабатывать на протяжении всего своего творчества. Пикассо создает свою рубежную картину «Авиньонские девицы» 1907 г. (Нью-Йорк, Музей современного искусства).
В этой сложной работе сочетаются различные влияния —Сезанна, испанской скульптуры и африканского искусства, которое было одним из основных источников кубизма. Искаженная в духе примитива архитектура человеческого тела, схематично прописанные, нарочито деформированные лица женщин вызвали шок у зрителей и бурю критики в адрес Пикассо.
Период кубизма. 1909–1914 (1917). Пикассо тесно работает с Жоржем Браком. Он уделяет особое внимание превращение форм в геометрические блоки, увеличивает и ломает объемы, рассекает их на плоскости и грани, вводит в картины типографский шрифт, обрывки журналов и спичечные коробки, превращая полотна в ребусы. Техника коллажа соединяет грани кубистической призмы в большие плоскости, расположенные на поверхности почти произвольно («Гитара и скрипка» 1913 г., Эрмитаж).
Он начинает с портретов, но постепенно приходит к натюрмортам. На этих композициях в трубках и нотах он изображает уже не лица людей, а их сущности. «Я вижу мир таким, каким я его мыслю», — говорит Пикассо. Несмотря на критику он приобретает популярность, и наконец зарабатывает деньги.
Период классицизма (1917–1925). Возвращение к предметной живописи. Трудясь в Риме над эскизами для «Русских сезонов» Дягилева, Пикассо знакомится с Ольгой Хохловой («Портрет Ольги в кресле» 1917, Национальный музей Пикассо, Париж), ставшей его первой супругой. В это счастливое время он переходит в творчестве к классическому реализму: интерес к изящному и тщательному рисунку, к монументальности форм, навеянных античным рисунком. Он возвращается к персонажам своих ранних работ. («Арлекин»). Символом этой вехи его творчества является множество портретных зарисовок жены и друзей.
В период между двумя войнами впервые проявился интерес к стилям прошлого, ставшим «культурным архивом», и их виртуозное переложение на современный язык (как, например, и у И. Стравинского).
Период сюрреализма (1925 — 1937). Это самый сложный и неровный период творчества художника. Четкий отпечаток накладывают семейные проблемы: серия портретов женщины-чудовища с уродливыми признаками пола. («Женщина с воротником» 1926, Национальный музей Пикассо, Париж). Атмосфера истерии, ирреальный мир галлюцинаций объясняется его соприкосновением с творчеством поэтов — сюрреалистов, собственных стихов (1935 г.) и театральной пьесы, написанной во время войны. В 1930 году начинается увлечение скульптурой.
В творчестве художника возникает тема быка, возможно после поездок в Испанию в 1933 и 1934 гг. (серия гравюр с мифологическим Минотавром). Этот образ смертоносного быка завершает сюрреалистический период и одновременно определяет главную тему знаменитой «Герники» 1937 г. (Музей королевы Софии, Мадрид).
В апреле 1937 года фашистский самолет сбросил бомбу на Гернику, центр культурной жизни басков. В монохромных цветах на громадном полотне изображён павший воин, оплакивающая его женщина и раненая лошадь, фоном для этой сцены служат мать с мёртвым ребенком, и охваченная пламенем фигура девушки. Как символ беспощадной войны он изображает Минотавра с безразличными к людским страданиям глазами.
Немецкая оккупация Парижа не испугала художника, продолжавшего творить. В 1944 году Пикассо вступает в коммунистическую партию Франции. Он даже рисует портрет Сталина, чем вызывает недовольство соратников.
Послевоенный период (1946–1954)
В 1949 году он создает знаменитого «Голубя мира», изображенного на плакате Всемирного конгресса сторонников мира в Париже. Позже этот рисунок был развит художником в простой, графичный линейный рисунок (вариант 1961 г.) и стал самым узнаваемым символом мира.
Этот период можно назвать счастливым для художника. Он вновь обретает семью, переезжает на юг страны. («Радость жизни» 1946. Музей Пикассо, Антиб, Франция.) Солнце, море, атмосфера языческой идиллии Средиземноморья и возвращение античной темы. Пабло увлекается ремеслами, скульптурой.
Поздний период (1954–1973). Произведения этого периода разнообразны и неровны по качеству. Художник обращается к испанским источникам вдохновения —творчество Эль Греко и Веласкеса, Гойи. Интерпретирует знаменитые полотна Делакруа, Курбе, Мане. Пишет женские портреты.
8 апреля 1973 года на фоне воспаления легких сердце 92-летнего гения остановилось. За три года до смерти Пикассо в Барселоне был открыт музей его имени (благодаря дару художника своих работ), а через 12 лет после его смерти открылся музей в Париже, куда передали наследники художника его работы.
За свою долгую творческую биографию Пикассо создал 80 тысяч полотен, более 1000 скульптур, коллажи, рисунки, эстампы.