Винсент ван Гог
«Огненная печь творчества»
Винсент ван Гог. Автопортрет
1889. Музей Орсе. Париж.
Один из самых необычных фактов в мире искусства - это история о том, как Ван Гог отрезал себе ухо. Прожив всего 37 лет земной жизни, он испытал одиночество, гонения, сумасшествие и трагическое самоубийство. Имя его было мало известно широкой публике. Только последние десять лет были посвящены живописи, а продана лишь одна картина («Красные виноградники в Арле», ГМИИ им. Пушкина). Невероятно, что его творческое наследие составляет около тысячи рисунков и столько же картин, которые были созданы за этот небольшой промежуток времени, полный самоотверженного и титанического труда.
Родился Винсент 30 марта 1853 года в Нидерландах в деревне под названием Грот-Зюндерт в семье протестантского священника. Он был старшим из шести детей. По отзывам родных, его отличал непростой нрав, в то время как окружающие отмечали дружелюбие и сострадание в отношениях с людьми.
В семилетнем возрасте он начал учиться в деревенской школе. А уже в 1864 году Винсент поступил в частную школу-интернат. Через два года он перешел в колледж Тилбурга, где стали проявляться его способности к языкам и рисованию. Но в 1868 году, не выдержав разлуки с родными, он возвращается домой.
Семейной традицией рода художника было лишь два вида занятий: торговля произведениями искусства и церковно-приходская деятельность. Он пробует себя и в качестве торговца картинами, и в роли пастора, но страсть к изобразительному искусству берет верх.
В 15 лет он начал работать в художественно-торговой фирме в Гааге. Через четыре года его перевели в Лондонский филиал. Там он стал успешным коммерсантом, прекрасно разбирающимся в искусстве английских граверов и художников. Это оказало значительное влияние на его дальнейшее художественное творчество. Затем он переезжает в Париж, где работает в центральном отделении компании «Гупиль», однако, спустя два года, он впадает в состояние «болезненного одиночества» и вынужденно покидает работу.
Вернувшись домой, он принимает решение готовиться на теологический факультет. Осознав, что суровая обстановка обучения не соответствует его представлениям, Ван Гог поступает в миссионерскую школу, по окончании которой в 1879 году едет на юг Бельгии в качестве проповедника. Он близко принимает к сердцу страдания простых людей и даже отказывается от удобств, раздает имущество. Но усилия его были тщетны. А образы крестьянок и шахтеров он искренне запечатлевал на своих ранних работах.
И вновь наступают разочарование и депрессивные настроения. Его верный брат Тео, который верит в талант Винсента, приходит к нему на помощь и помогает продолжить художественное образование в Брюсселе, Антверпене, а затем и в Париже. Эти два парижских года (1886-1888) были для него невероятно продуктивными. Он познакомился с яркими представителями импрессионизма и постимпрессионизма: Клодом Моне, Камилем Писсарро, Огюстом Ренуаром, Тулуз-Лотреком, Полем Гогеном. Винсент с интенсивностью окунулся в художественную жизнь Парижа: изучал полотна великих мастеров в Лувре, анализировал японское искусство, посещал выставки современных художников, продолжая поиски своего стиля.
Из Парижа в 1888 году Ван Гог отправляется на юг Франции в Арль (Прованс). Он полон грандиозных планов. Он ставит перед собой сложную задачу – писать одну - две картины, работая по шестнадцать часов в сутки и обретая уверенность в своем мастерстве. Он мечтает создать здесь «Мастерскую Юга», где начнёт свою деятельность братство художников.
Но в Арль приехал только Поль Гоген. Дружба, воодушевившая Винсента, завершилась ссорой. В отчаянии он отрезал себе мочку уха. Гоген спешно уехал в Париж, а истекающего кровью Винсента увезли в психиатрическую лечебницу. Тео перевозит брата лечиться в больницу для душевнобольных в Сен-Реми, где он никак не может отказаться от творчества. За 12 месяцев он создает около 200 полотен, продолжая эволюционировать в своих работах, в которых так ярко проявился его узнаваемый стиль экспрессивного густого вихреобразного мазка. 29 июля 1890 года Винсент покончил с собой и умер на руках брата Тео.
«Его язык — язык предельных состояний, огненной печи творчества. Его воодушевление, человечность и не безразличие к людям и их проблемам – все это составляет основу его лучших работ. Это словно маяк для будущих поколений» (Дэвид Эддисон)
Сайт о жизни и творчестве художника
Ночная терраса кафе
1888, Музей Крёллер-Мюллер.
«Ночная терраса кафе» создана в самый светлый, полный надежд период жизни художника. В начале осени 1888 года Ван Гог переехал в Арль и наслаждался уютом провинциальной глубинки. Исследователи его творчества отмечают, что, несмотря на его нелюбовь к обыденной тематике, он преодолел себя и изобразил людей, сидящих на террасе кафе под звездным небом.
В этот период творчества ни одно полотно не обходилось без любимой мастером желтой, солнечной краски. Другой страстью художника было ночное небо, усеянное звездами. В этой работе эти две страсти соединились воедино.
Еще задолго до переезда в Арль Винсент мечтал написать ночной пейзаж. Сначала на свет появилась «Звездная ночь над Роной». Существует легенда, согласно которой Ван Гог закреплял на полях своей соломенной шляпы свечи, чтобы освещать холст во время работы, поскольку уличное освещение было слишком скудным. О своей работе над изображением ночного кафе он упоминал в письме сестре Вильгельмине. А в письме брату Тео Винсент писал, что звезды в ночном небе похожи на черные точки на незнакомой карте, обозначающие далекие города.
Художник использует любимый сюжет импрессионистов. Но самый обычный вечерний городской пейзаж у него лишен всякой обыденности. Он старается обратить внимание публики на цветовую гамму, которая создает неповторимую атмосферу картины. Выбранный колорит делает это творение художника несомненно новаторским.
Следует отметить, что художник не использовал ни одной капли черной краски в изображении ночного пейзажа. И это невероятно! Зрителя поражает разнообразие цвета ночи. Источник света (желтый фонарь террасы) непостижимым образом окрашивает ночной уголок городка в самые романтичные цвета – от розового до нежно сиреневого.
Люди на картине являются своеобразной декорацией, играющей роль фона. Множество свободных столиков на террасе действуют на зрителя маняще. Мы невольно начинаем слышать звуки ночной улицы и запахи ароматного кофе. Но все же главные персонажи картины – ночное небо и желтый цвет.
Передавать изменчивую игру света и тени, демонстрировать выразительность природы, олицетворять порыв человека к гармонии, счастью и спокойствию. Именно такими чувствами и проникнуто произведение «Ночная терраса кафе».
Имеет ли сюжет «Ночной террасы кафе» отношение к знаменитой Тайной вечере? На самом деле неизвестно. Сам Винсент не оставил каких-либо заметок или подсказок, однако критики пристально изучили работу и выявили несколько схожих моментов.
«Интересна теория, высказанная исследователем Джаредом Бакстером о том, что на этой картине Ван Гога отражен мотив из Тайной Вечери. С ним вполне можно согласиться. Какие элементы на полотне доказывают эту теорию?
- во-первых, само число посетителей кафе равняется числу героев Вечери (Христос с 12 апостолами, включая Иуду). Посередине - официант с длинными волосами и в белом одеянии, напоминающий Христа. Вокруг него - двенадцать посетителей кафе, по числу апостолов, причём один из них стоит в дверях. Тень покрыла его фигуру (в отличие от осветленной фигуры Христа). Несложно догадаться, что это Иуда
-во-вторых, прямо за спиной официанта (являющегося прообразом Христа) находится оконная рама в виде христианского креста.
- в-третьих, используемый мотив - отсылка к биографии самого художника. Прежде чем посвятить себя живописи, известный голландский художник хотел «проповедовать Евангелие повсюду». Ему удалось даже некоторое время поработать помощником пастора, читать неграмотным Писание и проповедовать, параллельно обучаясь у своего дяди-теолога. Однако, его судьба сложилась иначе и священником ему так и не удалось стать. Именно в период написания этой картины Ван Гог писал своему брату Тео, что у него была «огромная потребность в религии». Вполне вероятно, что несбыточные желания быть ближе к Богу проявились у художника на его полотне в виде скрытого библейского мотива.
- в-четвертых, как известно мотив Тайной Вечери связан с Евхаристией (освящение и принятие хлеба и вина). Христос подает своим апостолам пищу, так же, как и официант подает еду своим посетителям.
- и последнее: центральная фигура официанта (Христа) освещена ярким сиянием от фонаря, которая висит именно над его головой.
Действительно, все эти доказательные аргументы служат основой для включения библейского мотива Тайной Вечери в сюжет картины Винсента Ван Гога.»
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/161119/44686/
«Мост над бездной» Паолы Волковой. Выпуск 11.
Винсент Ван Гог «Ночное кафе в Арле»
Подсолнухи
Август 1888, Лондонская национальная галерея
Серия картин с изображением подсолнухов стала одним из самых знаменитых произведений художника. «Подсолнухи» стали своего рода визитной карточкой Ван Гога. Они занимают в его творческом наследии такое же важное место, по утверждению искусствоведов, как «Джоконда» в творчестве Леонардо или «Черный квадрат» в творчестве Малевича.
Как известно, Винсент часто писал цветы. Существуют его полотна, изображающие ветки цветущих деревьев – яблонь, акаций, миндаля, каштанов. Нравилось ему рисовать и простые полевые цветы – ромашки, маки, васильки и даже чертополох. Но особую любовь Ван Гог испытывал к подсолнухам, о чем неоднократно писал своему брату. Художник признавался в письмах, что это растение он ассоциирует с собой. Возможно, это было связано с тем, что это желтые цветы. А этот цвет, как известно, был для живописца самым любимым.
|
|
Два срезанных подсолнуха. Париж, сентябрь 1887 Холст, масло42х6 Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США |
Четыре срезанных подсолнуха. Париж, сентябрь1887 1887 Холст,масло 60х100. Отерло, Кроллер-Моллер Музей
|
Если созданные Ван Гогом в Париже картины «Подсолнухи» передают угнетенное настроение, то цикл работ, созданных через год в Арле, напротив, наполнен светом и радостью. Это связано с тем, что, оказавшись здесь, очарованный югом Франции художник испытал большой эмоциональный подъем.
Лето в Арле ознаменовалось для художника «желтой нотой»: он писал и закат, и огни города, и снопы соломы, но подсолнухи вобрали в себя все те оттенки желтого, которых так не хватало душевнобольному человеку. Их сочные стебли, охристо-рыжеватые, оранжево-солнечные цветы словно издают свечение, правда, очень тусклое, но все же свечение.
Первоначально Ван Гог писал подсолнухи с целью украсить свой дом в Арле к приезду друга Поля Гогена. Он хотел создать не менее двенадцати панно с изображением любимых цветов, но на протяжении лета, несмотря на большое рвение, ему удалось написать только четыре картины. Они были размещены в гостевой комнате. Оба художника творили там вместе с октября по декабрь 1888.
Из задуманного и созданного в Арле цикла картин «Подсолнухи» одна из работ была безвозвратно утеряна (осталась только ее фотография). Картина была уничтожена во время Второй Мировой войны в результате боевых действий в Японии. Судьба других полотен сложилась более удачно: одна из картин цикла с изображением трех подсолнухов хранится в одной из частных коллекций в США, а две другие, ставшие наиболее знаменитыми – в Лондоне и Мюнхене.
|
|
|
Подсолнухи, август 1888. (погибла) |
август 1888. Новая Пинакотека, Мюнхен |
август 1888. Частная коллекция, США |
|
|
|
Подсолнухи, январь1889 Музей Ван Гога, Амстердам |
Музей искусств Филадельфии, США |
Сомпо мемориальный музей искусств Сейджи Того, Токио |
Каждый оригинал картины Ван Гога «Подсолнухи» имеет предельно простой и лаконичный сюжет: на поверхности стоит простая грубая ваза с огромными цветами. Цветы кажутся слишком большими и несоразмерными окружающей обстановке и даже размерам холста, поэтому создается ощущение, что лепестки подсолнухов вот-вот раздвинут края картины и проникнут в наш реальный мир. Полотна созданы в оригинальной технике «импасто», в которой краски наносятся на поверхность очень густо, как с помощью кисти, так и мастихином, и ножом. Возможно, он владел ей лучше, чем кто-либо из художников. Благодаря шероховатой и грубой фактуре полотна создается иллюзия того, что цветы выступают из холста, движутся, изменяются и колышутся от дуновений ветра.
Оттенков желтого Ван Гог добивался, смешивая сырую сиену с желтым кадмием. Вот почему картина «пылает желтым цветом» и одновременно дышит жизнью. Идея картины с подсолнухами в вазе на столе заключалась в том, чтобы добиться игры различных оттенков желтого. А цвет, как известно, Ван Гог чувствовал по-особенному. Любой оттенок краски ассоциировался у него с целой цепочкой визуальных образов, переживаний и раздумий, каждым мазком он начинал говорить.
Ван Гог отрицал, что «Подсолнухи» писал с натуры. Это цветы, которые не похожи на растения, а больше напоминают многоглавых змей. Это не зритель смотрит на подсолнухи, а подсолнухи глядят на него, манят в свою фантастичную и хаотичную вселенную, заставляя протянуть руку и немного поправить их в вазе. Да и потрескавшийся глиняный кувшин вазой назвать весьма сложно.
В картине «Подсолнухи» удивительным образом сочетается простота, хандра и однообразие, а с другой стороны – бурлящие эмоции, где ярко-желтый цвет невольно овладевает сознанием человека. Ван Гог мастерски расставляет цветовые акценты. Например, к ним можно отнести красное пятно – серединка головки одного из подсолнухов, которая несколько странно смотрится на полотне без резких переходов. Этот дисгармоничный штрих – не что иное, как реальность, сумевшая вырваться из царства бесов, и желающая воцариться в сознании художника.
Для Ван Гога не существовало различий между одушевленной и неодушевленной материей. “Я вижу во всей природе, например, в деревьях, выражение и, так сказать, душу”, – писал художник. «Душа» подсолнуха была ему особенно созвучна. Цветок, который живет в согласии с космическими ритмами, поворачивая свой венчик вслед за солнцем, был для него воплощением взаимосвязи всего сущего – малого и великого, земли и космоса. Да и сам подсолнух подобен небесному светилу в ореоле золотых лучей-лепестков.
В письмах брату художник говорит о том, что хочет написать подсолнухи в виде витража готического храма. Но эту идею Ван Гог не воплотил, а картина «Подсолнухи» сегодня известна как квинтэссенция человеческого существования.
«Подсолнухи» положили начало весьма противоречивому творческому союзу двух великих мастеров – Ван Гога и Поля Гогена. Именно эта фатальная дружба сначала вдохновит Ван Гога на создание своих шедевров, а потом приведет к трагическому разрыву и фактически уничтожит его.
Интересно то, что спустя две недели, проведенные в психиатрической больнице, Ван Гог вернулся домой и нашел письмо от Гогена, в котором тот просил подарить ему «Подсолнухи». Ван Гог незамедлительно ответил ему отказом, но пообещал сделать точную копию картины. И в январе 1889 года он пишет три копии картины. Художнику оставалось прожить лишь полтора года.
Ван Гог. Подсолнухи (Лондонская национальная галерея)
Любимые подсолнухи Ван Гога и его фатальная дружба с Гогеном (Культурология.РФ)