Открывается конкурс рисунков к VIII детскому фестивалю искусств "Январские вечера"
КОНКУРС РИСУНКОВ
Дорогие ребята!
На открытии будущего VIII детского фестиваля искусств «Январские вечера» вы услышите и увидите литературно-музыкальную композицию по мотивам сказки
Г. Х. Андерсена «Снежная королева». Надеемся, что вы хорошо знаете и любите эту сказку. Приглашаем вас принять участие в конкурсе рисунков и нарисовать иллюстрации для видеоряда, который будет показан во время исполнения композиции. Возраст юных художников не ограничен, учебные заведения могут быть разными – надеемся, что в конкурсе, как и в предыдущие годы, примут участие ученики МССМШ им. Гнесиных, ученики художественных и музыкальных школ Москвы и других городов. Главное – желание, увлеченность, творческий настрой. Во время рисования советуем вам послушать произведения, которые прозвучат на открытии фестиваля в исполнении оркестра «Гнесинские виртуозы» как музыкальные иллюстрации к литературному тексту – концерт «Зима» А. Вивальди, фрагменты из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского – Трепак, Танец феи Драже, Увертюру, Вальс цветов; Простую симфонию Б. Бриттена. Надеемся, что музыка поможет вам рисовать. Итак, за дело!
Вначале изобразите, пожалуйста, злого тролля и созданное им зеркало, в котором все прекрасное искажалось, а безобразное становилось еще хуже. Представьте, как ученики тролля решили подняться с зеркалом к небу, оно вырвалось у них из рук, полетело на землю и разбилось на миллионы осколков, которые разлетелись по свету, попадали людям в глаза, в сердце, из-за чего люди становились злыми и жестокими. Вот как изобразил эту сцену художник-иллюстратор Кристиан Бирмингем. Интересно, каким получится зеркало у вас?
Конечно, в нашем мультфильме необходимы портреты главных героев сказки – Кая и Герды, детей, любивших друг друга, как брат и сестра. Они были соседями и жили в мансардах соседних домов, ходили в гости друг к другу по крыше и сидели на скамеечке, окруженной розами. Может быть так, как изображено на картинке, взятой из прекрасного отечественного мультфильма 1957 года. А Вам их изобразить поможет музыка: послушайте № 1 нашего аудиоприложения – финал Простой симфонии Бриттена. Перед вами друг за другом пройдут образы сказки – первая мелодия энергичным мальчишеским настроем напоминает Кая, мягкая и ласковая вторая мелодия – Герду.
…Зимой дети нагревали на печке медные монетки, прикладывали их к окнам, покрытым ледяными узорами, смотрели в круглое отверстие. Однажды одна из кружившихся за окном снежинок начала расти, пока не превратилась в женщину, укутанную в тончайший белый тюль, сотканный из множества снежных звездочек. Глаза ее сверкали, но в них не было теплоты. Нарисуйте ее портрет!
Когда на другой день Кай и Герда рассматривали книжку с картинками, мальчик вскрикнул:
– Ай! Мне что-то кольнуло в сердце и попало в глаз!
Как вы догадываетесь, это были осколки зловещего зеркала, из-за которых Кай стал все видеть в дурном свете и превратился в недоброго равнодушного мальчика. Может быть, вам удастся передать в портрете Кая эти изменения.
…Следующая сцена нашей «ожившей» музыкальной сказки происходит на большой площади, где кипит веселье – дети катаются на санках; привязывают их к крестьянским саням и уезжают вслед за ними далеко-далеко… Пожалуйста, послушайте трепак из «Щелкунчика» (№ 2) – он поможет вам изобразить бойкие зимние развлечения, веселье и удаль катающихся, блеск и сияние снега!
…В самый разгар на площади появились большие белые сани. Кай живо привязал к ним свои санки и покатил. Сидевший в санях человек, укутанный в белые шубу и шапку, обернулся и кивнул Каю, и сани понеслись вихрем, вот они уже выехали за городские ворота... Снег повалил хлопьями, стемнело так, что вокруг ничего не было видно. Внезапно сани остановились, и сидевший в них человек встал – это была ослепительная Снежная королева!
– Славно проехались! – сказала она. – Ты совсем замерз - залезай ко мне!
Посадив мальчика в сани, она завернула его в свою шубу; Кай словно опустился в большой сугроб. В тот же миг Снежная королева взвилась с ним на темное облако, и они понеслись вперед… Послушайте № 3 – I часть «Зимы» А. Вивальди. Рассыпающиеся как льдинки звуки ксилофона помогут Вам изобразить дрожащего от холода мальчика, у которого зуб на зуб не попадает.
А что же было с Гердой, когда Кай не вернулся? Никто не знал, куда он девался; мальчики только рассказали, что видели, как он привязал свои санки к великолепным саням, которые выехали за городские ворота. Много горьких слез пролила Герда. Постепенно все решили, что он утонул в реке. Долго тянулись мрачные зимние дни… Пожалуйста, послушайте № 4 – III часть Простой симфонии Бриттена. Вы почувствуете грусть и скорбь, чуть теплящуюся и гаснущую надежду; эта музыка поможет Вам нарисовать портрет ждущей и плачущей Герды.
…Но вот наступила весна. Солнечный луч и щебечущие ласточки сказали Герде, что Кай жив! Ранним утром девочка поцеловала спящую бабушку и пошла за город, искать Кая…
Много удивительных приключений и интересных знакомств было у Герды впереди; и каждое постепенно приближало ее к заветной встрече с Каем. Например – знакомство с вороном, да не простым, а говорящим и живущем во дворце!
На вопросы Герды, не видел ли он Кая, ворон предположил, что он – тот мальчик, который стал женихом принцессы. Ночью, когда все огни в окнах погасли, ворон провел девочку через полуоткрытую дверцу во дворец. Сопровождаемые тенями сновидений, они вошли в спальню... Изобразить эту волшебную ночную сцену вам поможет прослушивание № 5 – танца феи Драже, сказочные призрачные звуки которого создают настроение таинственности и причудливости… Нарисуйте висящие на толстом золотом стебле две кровати в форме лилий; одну – белую, в ней спит принцесса, другую – красную, в ней Герда надеялась найти Кая. Она поднесла лампу к его лицу, принц проснулся и повернул голову… Ах, это был не Кай!
На другой день Герда простилась с обитателями дворца и снова пустилась в путь. При расставании ворон заплакал, взлетел на дерево и махал черными крыльями до тех пор, пока карета не скрылась из виду. Послушав № 6 – II часть «Зимы» – изобразите сцену прощания. Отрывистые звуки струнных инструментов передают как бы цоканье копыт лошадок, а над ними парит мечтательная мелодия вибрафона…
Поспешим вслед за Гердой! Все стремительнее едет золотая карета с сияющими гербами, вот она въезжает в темный лес, и вдруг… навстречу выбегают разбойники, хватают лошадей под уздцы и вытаскивают Герду! Послушайте № 7 –
III часть «Зимы»; взволнованный тревожный характер музыки поможет вам изобразить этот момент.
От острого ножа старой разбойницы Герду спасла только ее дочка, маленькая разбойница. Пожалуйста, нарисуйте ее – черноглазую и черноволосую, сильную и смуглую, очень своевольную и упрямую.
Девочки вошли в огромный зал разбойничьего замка. У стены на привязи стоял северный олень в ошейнике. Посередине пылал огонь. На жердочках и в клетке сидели голуби; они проворковали, что еще птенчиками видели Кая, который в санях Снежной королевы летел в направлении далекой Лапландии.
Маленькая разбойница снарядила Герду в дорогу, посадила ее на оленя, который счастлив был отправиться в свою родную Лапландию! Он пустился во всю прыть – через пни и кочки, по болотам и степям, не останавливаясь ни днем, ни ночью! Просим Вас послушать № 8 – II часть Простой симфонии Бриттена – радостный настрой и быстрое движение музыки помогут вам нарисовать эту стремительную скачку и передать нетерпение Герды.
Следующая встреча, которая ждала Герду, была со старой финкой. Она жила в жалкой избушке, крыша которой опускалась до земли, а дверь была такая низенькая, что в нее приходилось проползать на четвереньках. Внутри было жарко натоплено. Мудрая финка подсказала, что в двух милях начинается сад Снежной королевы, показала, куда надо держать путь, восхитилась стойкостью девочки, перед которой отступают все преграды. Вот какой приветливой изобразил женщину иллюстратор; а как получится финка и ее жилище у вас?
Олень домчал Герду до владений Снежной королевы и поскакал назад. Девочка осталась одна на трескучем морозе; навстречу ей несся целый полк снежных хлопьев, но Герда, несмотря ни на что, смело шла вперед. Послушайте I часть Простой симфонии Бриттена (№ 9) – маршевая поступь и энергичные ритмы музыки помогут вам в рисунке выразить мужество и целеустремленность Герды.
И вот перед ней – чертоги Снежной королевы. Сотни огромных, освещенных северным сиянием зал тянутся одна за другой; самая большая простирается на много миль. Посреди нее – замерзшее озеро, в центре которого стоит трон Снежной королевы. Пожалуйста, нарисуйте ледяной дворец и трон – сверкающий, но крайне неуютный!
Посиневший от холода Кай сидел посреди зала и укладывал остроконечные льдины на разные лады. У него никак не получалось выполнить задание Снежной королевы – сложить из них слово «вечность». В это время Герда вошла в зал и увидела Кая. Девочка бросилась ему на шею, крепко обняла, но мальчик остался таким же неподвижным и холодным. Герда заплакала; горячие слезы упали ему на грудь, проникли в сердце и расплавили осколок. Кай залился слезами, и осколок вытек из глаза; тогда он наконец узнал Герду. Радость была такая, что даже льдины пустились в пляс и сами сложились в нужное слово!
Кай с Гердой рука об руку вышли из чертогов и отправились домой. Пожалуйста, изобразите эту трогательную сцену, послушав № 10 – увертюру из сюиты «Щелкунчик»; оживленная, приподнятая, светлая музыка поможет вам передать в рисунках добро детских сердец, которое победило все препятствия.
На обратном пути дети опять встретились с оленем, финкой, маленькой разбойницей. И вот под звуки колокольного звона они вошли в родной город и снова оказались в своем садике, среди роз – вокруг стояло теплое, счастливое, благодатное лето! Нарисовать последний рисуноквам поможет прослушивание № 11 – вальса цветов из балета «Щелкунчик». Праздничная, ликующая, торжественная музыка звучит как гимн счастью, добру и верности.
Интересно, кто из героев сказки вам понравился больше всего? Кого вы будете рисовать особенно охотно? Нам кажется, что хоть сказка и называется «Снежная королева», но настоящей главной героиней является маленькая девочка с Большим сердцем и прекрасной душой –Герда! Мы восхищаемся ею и надеемся увидеть на ваших рисунках, как и других героев, тех, которые полюбились вам!
И еще – заметьте, что в домах друзей Герды – в замке маленькой разбойницы, в хижине финки, в королевском дворце – тепло, горит огонь. Так через описание тепла и холода Андерсен подчеркивает контраст добра и зла, и в ваших рисунках мы тоже надеемся почувствовать противоположность разных цветовых гамм. Удивительно живописной получилась сказка – как будто автор был не только писателем, но и художником! А в том, что эта сказка еще и наполнена музыкой, вы убедитесь на концерте-открытии нашего фестиваля.
Напоследок попросим Вас присылать рисунки горизонтального формата, выполненные красками, в электронном виде по адресу zankova@mail.ru, либо передать лично Занковой Анне Валентиновне, договорившись о встрече по телефону 8-903-1817157. На работах не забудьте указать свое имя, фамилию, возраст, город, учебное заведение, преподавателя. Информация обо всех авторах, рисунки которых войдут в видеоряд по «Снежной королеве», в буклет VIII фестиваля «Январские вечера» и в DVD по материалам ваших работ, будет опубликована в списке участников. С нетерпением ждем ваших работ до конца ноября 2013 года, надеемся на совместное творчество и прекрасный результат!
Текст и подбор иллюстраций – Михаил Хохлов, Анна Занкова