Почти двадцать лет шла настоящая большая война. Как и всякая война, она была полна громких масштабных сражений, незаметных, но действенных спецопераций... События этой войны описаны во множестве документов, некоторые из которых уже находятся в широком доступе, а некоторые, возможно, останутся засекреченными надолго. Эта война родила свои легенды и своих героев, главный из которых – директор МССМШ им. Гнесиных Михаил Сергеевич Хохлов.
Вслед за многими директорами российских культурных учреждений, прошедших через реконструкцию, Хохлов утверждает, что законодательство страны предоставляет руководителю учреждения весьма ограниченные возможности контроля за этим процессом. Возможно, это действительно так. Тем не менее, директор Гнесинской школы – пианист по профессии – за время реконструкции, считай, получил несколько дополнительных специальностей.
Сегодня, помимо игры на рояле и дирижирования, Михаил Хохлов может с полным знанием дела говорить о принципах охраны архитектурных памятников, об их реконструкции с учетом современных требований, рассуждать – с примерами – обо всех аспектах строительного дела: от закладки фундамента до акустических параметров и отделки концертных залов. С самого начала ни один аспект реконструкции Гнесинской школы не ускользал от внимания её директора.
В его архиве тысячи фотографий, запечатлевших Гнесинскую школу до реконструкции и в ее процессе. Эти фотографии делал он сам. Хохлов, без преувеличения, знает сегодня Гнесинку до последнего камня.
Понимая, что, если не сделать что-то сейчас, переделывать потом будет в сотни раз труднее, он превратился в абсолютного перфекциониста.
Благодаря его усилиям МССМШ им. Гнесиных провела один из самых крупных тендеров в России по закупке музыкальных инструментов. Существует множество фирм-производителей роялей, но большинство пианистов предпочитает Steinway & Sons. В Гнесинской школе сегодня стоят инструменты только этой фирмы.
На сумму 8,5 миллионов евро закуплено, поставлено и готовится к установке новейшее оборудование, необходимое для обеспечения учебного процесса (в том числе для организации собственной студии звукозаписи).
Михаил Хохлов сегодня, как всегда, деловит, но, в отличие от прежних времен, вполне оптимистичен:
Сейчас открылось основное здание – для младших классов и для некоторых специальностей. Вторая очередь реконструкции, мы рассчитываем, будет закончена в декабре. Собственно, ко второй очереди относится один корпус в 7 этажей, где должны расположиться общеобразовательная школа и комнаты общежития. В настоящий момент сделано три корпуса из четырех – это основной корпус и два флигеля по его бокам, находящиеся во внутреннем дворе.
При этом эксплуатируем мы только два корпуса, потому что третий корпус – флигель – полностью заполнен оборудованием и мебелью, предназначенной для 7-этажного здания. Там очень много мебели, связанной с комнатами проживания – кровати, тумбы, шкафы, инструменты – поскольку в результате пианино и рояли будут в каждом классе школы и в каждой комнате общежития.
Помимо роялей школа заказала и уже получила новый клавесин от одного из лучших производителей этих инструментов – "Reinhard von Nagel". Это инструмент, сделанный специально по заказу Гнесинской школы. Чтобы не возникало никаких сомнений, на его крышке красуется надпись – "Gnessin school".
Но клавесин у Гнесинки был и до этого. А вот органа в концертном зале не было никогда. Сейчас инструмент уже установлен и в эти дни специалисты немецкой фирмы «Глаттер-Гетц» ("Glatter-Götz") завершают его тонкую настройку. Та же фирма создала и установила орган, звучащий сегодня на Исторической сцене Большого театра.
Очень важно, что Гнесинской школе и Михаилу Хохлову удалось отстоять то, что было у школы – не только здание, но и педагогов, и учеников. Даже те, кто продолжает преподавать и учиться не в основном здании, а во временных пристанищах, разбросанных по Москве, сейчас знают, что потерпеть осталось всего чуть-чуть.
Но, может быть, еще важнее то, что Гнесинская школа возвращается не просто в старое, отлично реконструированное здание, а в огромный новый комплекс – с достаточным количеством площадей для качественного обучения сотен талантливейших детей, со своим общежитием для тех из них, кто живет не в Москве, с новыми инструментами, новым оборудованием...
Если продолжить аналогию с реконструкцией, похожей на войну, то всё это можно считать контрибуцией, которую заслуженно получила школа-победительница. И когда окончательно завершатся все подготовительные работы и войдут в строй все новые помещения школы, можно будет радоваться не столько долгожданному окончанию реконструкции, сколько тому, что над Гнесинской школой занимается заря совершенно новой эпохи.
Материал с сайта ClassicalMusicNews.Ru