Знакомство с «королем» прошло при посредничестве великолепных «музыкальных дипломатов» – заслуженного артиста России и солиста Московской филармонии Юрия Богданова (фортепиано) и камерного оркестра «Гнесинские виртуозы» под управлением Михаила Хохлова. Подробности – в материале Полины Полянской.
В программе мероприятия прозвучали творения композиторов-романтиков: Шуберта, Шумана, Листа, Мендельсона и Шопена. «Выдающиеся авторы музыки, пианисты, дух XIX-го века, требование высокого уровня исполнительского мастерства, европейская культура и вечно актуальная музыка – вот что их объединяет», – рассказала публике ведущая концерта Галина Машинская.
Мягкий, проникновенный звук, глубоко прочувствованные романтические контрасты, музыкальные микро-истории о горестях и радостях персонажей, «рассказанные» Юрием Богдановым, покорили слушателей. Все первое отделение выступал только пианист. Им была создана и с удивительной доверительностью поведана мечтательная восторженность героя миниатюры «Грезы любви» Листа, показан своего рода «короткометражный фильм» (конечно, лишь при помощи звука) «Хоровод гномов» того же автора.
За исключением «Серенады» Шуберта в оригинальном переложении Михаила Хохлова для оркестра с солирующими гобоем, кларнетом и вибрафоном, второе отделение оказалось полностью посвящено Шопену. В программу вошли воздушные вальсы, далеко не шутливое знаменитое Скерцо №2 и первая часть Концерта №1 для фортепиано с оркестром, исполненная вместе с «Гнесинскими виртуозами».
Выбор именно этого Концерта хорошо продуман: основную работу здесь делает солист. С этой ролью Богданов справился прекрасно, он отлично чувствует всю структуру и динамику произведения. Чуткость к романтической душе музыки и блестящая виртуозная техника солиста определенно вдохновили юных музыкантов оркестра относиться к выступлению с большей сердечностью и ответственностью. И, конечно, нельзя не отметить работу дирижера, подбирающего богатый, уникальный репертуар, и ведущего коллектив к вершинам мастерства.
Камерный оркестр «Гнесинские виртуозы» состоит из одаренных музыкантов, нынешних учеников Средней специальной школы имени Гнесиных. Состав постоянно меняется, но остается его бессменный «вечный двигатель» – дирижер и директор школы Михаил Хохлов. За 24 года своего существования оркестр неоднократно выступал в лучших залах Москвы, гастролировал в России, Европе, Америке и Японии. Коллектив сотрудничает с Московской филармонией уже несколько лет и нередко выступает в ее концертах. Среди юношеских оркестров, гнесинский – один их тех немногих, которые постоянно находятся с МГАФ в творческом контакте. В рамках абонементов филармонии он дает как минимум 4 концерта в сезон, поэтому в «Оркестрионе» гнесинцы выступают стабильно, по несколько раз в год.
Раскрыть молодой талант – работа, которая требует от педагога настоящего мастерства. О том, что значит быть преподавателем для одаренного ребенка сегодня, и как дети понимают музыку, рассказывает пианист, получивший широкое международное признание, солист концерта Юрий Богданов.
- Как Вам кажется, сложна ли романтическая музыка для восприятия детей?
- Думаю, что нет. Люди, не подготовленные к специальному прослушиванию романтической музыки, воспринимают ее легче. Она, прежде всего, вызывает отклик в душе человека – независимо от возраста. Естественно, чем старше человек становится, тем более интересные ассоциации ему открываются. Если взрослый человек может услышать в романтизме душевное переживание, любовную трагедию, смятение, то дети могут это ощущать, как картинку природы.
- Как Вы думаете, что нужно сказать детям, чтобы они заинтересовались этой музыкой?
- Тут очень важна мера – немного и по существу. Например, если ребенок играет вальс, можно объяснить, что такое вальс, рассказать про его историю.
- Юрий Александрович, Вы чаще преподаете студентам или маленьким детям? Какова Ваша главная задача, как педагога?
- Сейчас я больше преподаю студентам, в Академии имени Гнесиных. При этом у меня есть студенты из Гнесинского колледжа и ученики в школе. Мне интересно с талантливыми учениками. Они могут быть как взрослыми, так и маленькими, но с детьми заниматься труднее.
Моя главная задача как педагога – научить своих учеников тому, чтобы я им не понадобился. А по большому счету – развить личность, не только как музыканта, но и как человека.
- Вы преподаете уже много лет. Чувствуется разница между учениками этого поколения, и, скажем, лет 10-15 назад?
- Сейчас ученики стали более занятыми, они придут в конкретное время, например, в 11:43, а после урока тут же уйдут.
Еще появился Интернет. С одной стороны, это хорошо: можно послушать любую запись, у меня в детстве такой возможности не было. А с другой стороны, из-за этой доступности можно вообще перестать слушать. Слишком легко.
- Вы часто сотрудничаете с МССМШ имени Гнесиных?
- Ежегодно. Мне очень приятно, что «Гнесинские виртуозы» и их руководитель Михаил Сергеевич Хохлов приняли участие в моем творческом вечере в Доме актера 29 ноября 2013 г. Это было организовано на дружеских началах, и поэтому особенно приятно. Мне кажется, что нет ничего сильнее и важнее человеческой дружбы.