Известный во всем мире, как исполнитель музыки в романтической традиции, народный артист России и профессор МГК им. П.И. Чайковского Михаил Воскресенский предложил зрителям произведения Бетховена, Шопена, Шумана и Моцарта.
«Карликовая» по размерам соната №25 Людвига ван Бетховена из-за повторяющихся терцовых мотивов прозвана современниками композитора «сонатой-кукушкой» (нем. «Kuckuckssonate»). Но «птичьи» звуки призваны здесь объединить природу и народ, ведь своей механистичностью они напоминают танец. Эту интересную связь и дух постоянно вырабатывающейся жизненной энергии прекрасно передал вечно бодрый пианист, которого в 2015-м году ожидает 80-летний юбилей!
Романтизм – стиль контрастов. По контрасту составлена и программа концерта. Хотя в данном случае Моцарт идет вслед за Бетховеном, в жизни и в музыке было как раз наоборот. Фантазия до минор – предвосхищение трагической темы судьбы (как содержания, так и знаменитого мотива), которая затем стала ведущей в творчестве третьего венского классика. Судьба может вести себя совсем по-разному: от умиротворяющей благосклонности до ломающей безжалостности. Чтобы ярко показать эти полярные грани, могут понадобиться многочисленные музыкальные тренировки, но важно не истощить себя. Михаил Сергеевич признался потом, что все-таки немного переиграл руку перед концертом. Тем не менее, произведение прозвучало очень выразительно и по-моцартовски театрально в смысле четкого сценария и ясно очерченных персонажей. Беззаботным лучиком солнца в программе стала 10-я до мажорная соната Моцарта, исполненная между его фантазией и пятью мазурками Шопена ор. 6 и 7.
У Шопена нет ни одной детали, которую пианист мог бы пропустить мимо ушей, ведь известно, что любая его танцевальная пьеса также повествует о внутреннем мире человека, неотделимого от культуры и страны, к которой он принадлежит. Мелодия – это смысловой терцет: голос рассказчика, бессловесная передача его чувств и невесомая, порхающая музыка польского танца, на что не забывает «указывать» Воскресенский. Действительно, показать эту единовременную тройственность может только мастер. Завершилось первое отделение концерта убедительно «рассказанным» музыкальным повествованием о Родине, прекрасном прошлом и печальном настоящем – Первой балладой Шопена. Это одно из его немногих крупных сочинений. Учитывая то, что даже миниатюрные пьесы композитора похожи на мозаики, в которых есть несколько «кусочков» жанров, мотивов и событий, собрать из баллады единую композицию гораздо сложнее, но это получилось успешно.
Все второе отделение сольного концерта Воскресенского главенствовал Шуман, а именно – его фортепианный цикл «Бабочки» (ор. 2) и Фантазия до мажор. Откуда такое название – «Бабочки»? В юности Шуман был вдохновлен писателем Жан-Полем, который считал, что мысли творческого человека подобны бабочкам, вылетающим из куколок. Композитор потом писал своей матери: «Теперь Бабочки выпорхнули в широкий, прекрасный весенний мир; сама весна стоит у дверей и смотрит на меня – дитя с небесно-голубыми очами». Фантазия до мажор первоначально посвящалась Бетховену – вот и замкнулся логический круг программы концерта. С этой фантазией связано много интересных фактов. Например, у отдельных частей когда-то были названия: «Руины», «Триумфальная арка», «Звездный венец». Шуман написал это произведение во время вынужденной разлуки с его возлюбленной, Кларой Вик. Кто-то хорошо знает, а кто-то может только представить себе чувства человека, который должен долго и терпеливо ждать новой встречи с любовью всей жизни. Резкие смены настроения, мука ожидания воплотились в вихрях пассажей и контрастных эпизодах – можно только удивляться, как в конце второго отделения у пианиста осталось столько сил и воодушевления на этот виртуозный музыкальный «смерч».
Прошедший концерт стал своего рода «репетицией» перед ноябрьскими гастролями в Германию с такой же программой, но для Михаила Сергеевича каждое выступление – самое важное. К тому же на концерте в школе собралась по-настоящему родная публика: семья, друзья, ученики. Порадовать их – особенная ответственность, ведь, пожалуй, нет слушателей более сопереживающих и внимательных, чем близкие, которые ни за что не отпустят со сцены, пока не получат несколько замечательных выступлений «на бис».