Творческие контакты Гнесинской школы со школой имени Кабалевского установились давно – ученики МССМШ неоднократно принимали участие и становились победителями международного конкурса им. Кабалевского, который проводится в Ватутинках. Связи между школами окрепли в рамках проекта «ТроицкАрт» – в сентябре 2014 года в школе искусств успешно прошел концерт учащихся-гнесинцев. Вскоре администрация ватутинской школы пригласила преподавателей МССМШ принять участие в конференции.
Директор ДШИ Валерия Марковна Чигарина провела экскурсию по музею – кабинету Д. Б. Кабалевского. В мемориальном кабинете собраны личные вещи композитора, стоит его рояль. Многие экспонаты – ноты, книги, фотографии, фрак Кабалевского – подарены музею дочерью композитора Марией Дмитриевной, являющейся директором Музыкального культурно-образовательного центра им. Д.Б. Кабалевского.
В первой, теоретической части конференции выступили преподаватели ДМШ и ДШИ Троицкого и Новомосковского административных округов. Они определили суть педагогической концепции Кабалевского как гармонию человеческой души, а цель – как достижение этой гармонии. Девиз педагогической деятельности Кабалевского – стремление к постоянному познанию. Обсуждение коснулось теории «трех китов» и эффективности ее применения. Были названы и обоснованы методы педагогической концепции Кабалевского – проблемный, метод сходства и различия, «забегания вперед» и возвращения к пройденному. Педагоги обсудили вопросы необходимости совместного творчества учителя и ученика, вариативного проведения уроков. Докладчики подчеркнули универсальность, интегративность, диалогичность концепции Кабалевского.
Один из докладов был посвящен системе пластического моделирования на уроках слушания музыки и музыкальной литературы. Выступления сопровождались демонстрацией слайдов и видеофрагментов открытых уроков. Коллективное моделирование предполагает выкладывание учениками во время прослушивания музыки карточек с названиями выразительных средств. В течение звучания произведения ученики раскладывают на «ленте времени» результаты предварительного аналитического разбора произведения. Это является одним из способов заинтересовать учеников. Идея коллективного моделирования во время прослушивания произведения вызвала дискуссию. Высказывались мнения, что раскладывание карточек может помешать эмоциональному, образному восприятию музыки, придать прослушиванию излишне прикладное значение.
Следующая часть конференции содержала презентацию теоретических исследований учащихся МССМШ им. Гнесиных и ДШИ им. Кабалевского.
В гнесинской школе предварительно был проведен конкурс музыковедческих работ, посвященных творчеству Кабалевского. Лучшей стала работа студента III курса Степана Игнатьева – аналитический разбор 24 прелюдий Кабалевского ор. 38. Доклад сопровождался прослушиванием нескольких прелюдий цикла в записи исполнения Я. Флиера – друга Кабалевского. Работа С. Игнатьева была высоко оценена участниками конференции, которые рекомендовали преподавателям использовать это исследование на уроках фортепиано и музыкальной литературы.
Сообщения учеников ДШИ были посвящены предстоящему 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова, изучению музыкальной и поэтической культуры первой половины XIX века. В качестве эпиграфа будущего лермонтовского вечера взята цитата поэта: «Право, следовало бы в письмах ставить ноты над словами».
Сообщения затронули ныне забытые фигуры замечательных людей той эпохи – например, Данилы Паршина – композитора, пианиста, скрипача. Под руководством своего педагога – В.М. Чигариной, ученики исследовали судьбы «адресатов» посвящений романсов М.И. Глинки – его современников и друзей. В частности, «Рыцарский романс» посвящен Федору Толстому – живописцу, автору прекрасных натюрмортов. Еще один современник Глинки – Гавриил Ломакин – хормейстер, дирижер, автор учебников по хоровому пению. Ему посвящен романс «К Молли» из вокального цикла «Прощание с Петербургом».
В исполнении педагогов ДШИ прозвучала музыка композиторов лермонтовской поры – М. Огинского, Л. Маурера, И. Геништы, М. Высотского, Д. Фильда, воссоздавшая атмосферу музыкального салона первой половины XIX века.
Согласно идее В. М. Чигариной, лермонтовский вечер станет первым мероприятием музыкального клуба для юношества, возрождающего традиции, заложенные Кабалевским. Клуб, организованный Кабалевским, назывался «Ровесники». Дмитрий Борисович многие годы вел собрания этого клуба в Колонном зале Дома Союзов – по свидетельствам современников, вел увлеченно, эмоционально, захватывающе.
Администрация ДШИ им. Кабалевского пригласила преподавателей и учеников МССМШ к участию в лермонтовском вечере, который состоится 22 ноября 2014 года в Ватутинках. Также сотрудничество с Гнесинской школой продолжится в рамках следующего конкурса им. Д.Б. Кабалевского, который пройдет в декабре 2014 года. Предполагается участие в конкурсе как учащихся МССМШ, так и преподавателей – в жюри конкурса. Лауреаты конкурса выступят на концерте 27 декабря в Органном зале на Знаменке.
Анна Занкова