– Маша, ты являешься выпускницей Гнесинской школы. Ты прошла в ней весь путь обучения?
– Я училась в МССМШ с первого класса. Все одиннадцать лет – в классе фортепиано профессора Татьяны Абрамовны Зеликман.
– А когда и где началось твое обучение на органе?
– Когда мне было 10 лет, в школе имени С.С. Прокофьева. Моя родственница, которая там работает, предложила попробовать, я заинтересовалась – и в результате через несколько лет окончила школу Прокофьева по классу органа у Виктории Григорьевны Сергеевой с красным дипломом. К тому времени в МССМШ стала вести класс органа Анна Владимировна Карпенко, и с первого курса колледжа я начала заниматься у нее.
– Ты оканчивала школу по двум специальностям?
– Я сдавала Госэкзамен и по фортепиано, и по органу; в моем дипломе орган указан в качестве дополнительного инструмента.
– Скажи, пожалуйста, несколько слов о твоих преподавателях, Татьяне Абрамовне и Анне Владимировне, об их педагогических методах.
– Я безмерно благодарна Татьяне Абрамовне; некоторые ее приемы стараюсь использовать сама. Фортепианная база очень помогает: когда хорошо поставлены руки, на органе тоже процесс идет гораздо легче.
– То есть одна специальность обогащает другую…
– Да, безусловно. Кроме того, Татьяна Абрамовна всегда способствовала моему обучению на органе, поддерживала меня. Она говорила: «развивайся в разных направлениях, чтобы понять, где чувствуешь себя комфортнее»
– Татьяна Абрамовна слышала, как ты играешь на органе?
– Да, я приносила ей записи с разных конкурсов и выступлений. К сожалению, пока она не слышала мою игру «вживую», но я надеюсь, что это скоро произойдет.
– А что в уроках Анны Владимировны Карпенко для тебя стало самым ценным?
– Она требовательная, но очень добрая и открытая. Она учила меня внимательно относиться к акустике, работать над специфической органной артикуляцией. Когда я решила поступать в Московскую консерваторию, она очень помогала и поддерживала во всем: помимо программы по специальности подробно готовила меня к коллоквиуму по органу, приносила книги, материалы..
– На коллоквиуме были вопросы по истории органа?
– Да, по истории возникновения, строению органа, разным стилям, композиторским школам. Сейчас я учусь на третьем курсе консерватории в классе профессора Наталии Николаевны Гуреевой. В прошлом году выиграла конкурс имени А.Ф. Гедике, который проходит в консерватории. Он состоит из трех туров и включает обширную программу.
– Уже на втором курсе консерватории ты начала преподавать в нашей школе, работаешь второй год. Сколько у тебя учеников?
– В прошлом году было трое, в этом – шесть человек, из них – два выпускника, которые собираются продолжить обучение на органе, а также две первокурсницы и двое восьмиклассников.
– Твой школьный педагог Анна Владимировна Карпенко сейчас не работает в МССМШ?
– Она сейчас проходит стажировку в Голландии у известного органиста Бена ван Оостена, который специализируется на французской романтической музыке.
В первый год работы мне очень повезло – я получила учеников с базой, заложенной Анной Владимировной. Они играют на органе с самого детства, начали на нем заниматься фактически раньше, чем я. Мне пришлось срочно набираться опыта, расширять свой репертуар, развиваться со стремительной скоростью.
Постепенно появились первые результаты – Игорь Барановский выиграл конкурс в Эстонии, Алихан Кундухов выступил в Камерном зале ММДМ. Анна Владимировна пригласила моих учеников в Голландию на мастер-курс, они побывали там, приобрели новые знания, получили сертификаты.
– Каких педагогических принципов ты придерживаешься на уроках?
– Стараюсь прежде всего воспитывать внимание и уважение учеников к нотному тексту, ко всем его подробностям, деталям. Акцентирую внимание на том, как вносить коррективы, зависящие от зала, инструмента, акустики. В процессе занятий постепенно развеивается стереотипное мнение, что играть на органе – это очень похоже на фортепианное исполнительство. Это не так.
– Физические параметры ученика имеют значение при игре на таком крупном инструменте, как орган? Сильным быть необходимо?
– В первую очередь надо иметь хорошую координацию. Иногда физическая сила бывает необходима – помогут занятия спортом.
У меня небольшие руки, но мне очень помогают советы Татьяны Абрамовны, которая объясняла мне, как перекладывать материал, удобно распределять его между руками. В некоторых случаях можно использовать педаль. Главное – чтобы хорошо звучало, чтобы не рвалась мелодическая линия.
Иногда в игре на органе помогает ассистент – переключает регистры, переворачивает страницы и т. д. Но в принципе надо стремиться справляться самостоятельно. В барочной органной музыке присутствие ассистента не предполагалось. Так как тогда не было электричества, все ученики органиста обычно перед его выступлением и во время него вручную накачивали мехи – выполняли обязанности калькантов. Это была тяжелая физическая нагрузка. Ассистировать было некому – все были уже заняты, и исполнители на органе рассчитывали только на себя.
Орган на протяжении истории своего существования – очень развивающийся и изменяющийся инструмент. В эпоху романтизма были придуманы дополнительные ножные педали и валики, помогающие делать crescendo и diminuendo. Во времена Листа эстетика органостроения и композиторского мышления была такова, что орган по сути сравнился с симфоническим оркестром. В современных органах часто встречается компьютерная система свободных комбинаций – такая есть и на органе в зале нашей школы.
В нашей стране орган до сих пор часто воспринимается как экзотика. В Европе игра на органе – гораздо более обычная повседневная вещь. Органные концерты там не собирают такого количества публики, как в нашей стране. Зарубежные органисты часто удивляются, насколько у нашей публики велик интерес к этому инструменту.
– На каких органах ты играла? Какие инструменты тебе кажутся наилучшими?
– В Малом зале консерватории, в Музее имени М.И. Глинки. В БЗК – уникальный раритетный инструмент, который сейчас, к сожалению, не функционирует, он подлежит реставрации. Очень ценные органы стоят в Соборе Петра и Павла на Китай-городе, Малом зале РАМ им. Гнесиных. Садясь за новый инструмент, надо быть готовым быстро приспособиться к нему, сменить какие-то особенности своей игры.
Органные концерты в Светлановском зале ММДМ, в зале П.И. Чайковского, музее Глинки пользуются большой популярностью и всегда собирают публику. На детских органных абонементах очень интересен именно момент общения с детьми – они задают вопросы, вглядываются, вслушиваются, им дается возможность прикоснуться к инструменту.
– Какие планы, перспективы ты видишь в своей дальнейшей преподавательской деятельности?
Мне бы очень хотелось, чтобы орган в школе был не просто факультативом, а отдельным специальным предметом. Тогда можно было бы им заниматься более постепенно и планомерно, включить в программу дополнительные предметы – историю органного исполнительства, строение органа, а также ансамбль с участием органа – дисциплины, которые преподаются нам в консерватории.
– Это – целый комплекс предметов. А программу по органу для МССМШ делала Анна Владимировна? Наверно, ее надо постепенно расширять и дополнять?
– Да. Эта программа рассчитана на учеников, которые приходят на занятие раз в неделю на 45 минут. Если орган станет специальным предметом, программа должна быть более серьезной. Опыт преподавания органа как специального предмета есть в Мерзляковском училище (АМК при МГК им. Чайковского). По документам получается, что они готовят дипломированных органистов, а мы – пианистов, умеющих играть на органе.
– Как ты думаешь, с какого класса можно было бы начинать учить игре на органе в качестве специальной дисциплины?
– Думаю, с пятого класса. Раньше ребята еще не дотянутся до педали. В первых классах должна быть заложена фортепианная база. Правда, насколько я знаю, сейчас начали изготавливать уменьшенные копии органа для маленьких детей – наподобие детских скрипок. Конечно, фортепианные занятия нужно продолжать и параллельно с обучением органу.
– Тогда у нас должны быть и программы по сопутствующим предметам – таким, как история органа.
– Да. Хорошо было бы сделать облегченный вариант того курса, который проходится в консерватории. Люди, поступающие в консерваторию, уже должны быть осведомлены по эпохам, стилям. Пока мы эти вопросы изучаем на уроках параллельно с игрой на органе.
Когда ученик приходит в класс органа, у него обычно очень размытые представления об этом инструменте как о чем-то очень таинственном, мрачном, стоящем в церкви. Удивляющим и впечатляющим всех процессом становится знакомство с ножной клавиатурой.
– Наверно, сама возможность играть мелодии ногами – это не просто совершенно новая координация движений, а некий сдвиг в сознании…
– Да. Наибольшие трудности возникают при синхронизации левой руки с педалью. Органисты всегда учат левую руку и педаль отдельно.
Конечно, остро стоит проблема самостоятельных занятий. Далеко не все имеют дома орган. Занятия в классе органа на Сретенке расписаны строго по часам. Желающих – больше, чем возможностей предоставить им инструмент.
– Расскажи, пожалуйста, о репертуаре ваших занятий.
В обучении органной игре мы стараемся воспитывать знания по разным стилям – органист должен стремиться быть универсальным – знать, что такое немецкое и французское барокко, немецкий и французский романтизм, как исполнять музыку композиторов Испании, Италии, Англии, России, разбираться в современной музыке. Мы стараемся подбирать программу из разных стилей.
- Нужно постепенно собирать органные ноты для нашей школьной библиотеки, накапливать фонотеку органной музыки, создавать базу…
Да, обязательно будем этим планомерно заниматься.
В консерватории раз в два года проходит конкурс композиторов, там звучат новые сочинения для органа. Я участвовала в нем, исполняла произведение Татьяны Шатковской-Айзенберг для органа и сопрано, мы получили вторую премию. Среди авторов современных произведений для органа – Р.С. Леденев, С.А. Губайдулина, Д.В.Дианов, В.Г.Кикта. Валерий Григорьевич Кикта написал много интереснейшей ансамблевой и сольной музыки для органа. В консерватории регулярно проводится органный конкурс его имени,
– А в каких дальнейших конкурсах ты предполагаешь участие своих учеников?
– В конце января будет конкурс органистов в Мерзляковском училище, к нему сейчас готовятся несколько моих учеников.
– Больших успехов и исполнения замыслов тебе и твоим ученикам!
Анна Занкова