В программе концерта в сольном исполнении пианистов была представлена музыка Людвига ван Бетховена и Ференца Листа. Завершающим произведением программы стала Испанская рапсодия Равеля, переложение для фортепиано в четыре руки. Глубокое погружение в мир звука, тончайшая работа с тембром и регистром – наиболее сильные стороны пианистов удачно соединились в ансамбле. Несколько раз музыкантов вызывали на бис, а одна из самых юных зрительниц, еще совсем крохотная ученица гнесинской школы, не упускала возможность после каждого произведения смело подойти прямо к сцене, с благодарностью выразить весь свой восторг и пообщаться с исполнителями.
Творчество Натальи Власенко получает высокие оценки в самых разных уголках планеты: «Выдающаяся пианистка... Безупречный вкус, красота звучания, разнообразие динамики, безошибочное чувство ансамбля...» («Alto Adige», Италия). Выпускница МГК им. Чайковского, лауреат крупнейших международных конкурсов - имени Бетховена Вене, имени Бузони в Больцано (Италия) – пианистка концертирует и дает мастер-классы в России, Австралии, Западной Европе и Азии. Наталья Власенко сотрудничала с дирижерами Геннадием Рождественским, Карлом Остеррайхером, Карлом Мартином, Михаилом Плетневым, Владимиром Вербицким, Ричардом Хикоксом и другими.
Олег Степанов окончил Московскую консерваторию, обучаясь, как и Наталья Власенко, в классе профессора Льва Николаевича Власенко. В 1988 году вместе с виолончелистом Суреном Багратуни Олег Степанов завоевал I премию и Гран-при Международного конкурса «Musique de chambre» во Флоренции.
Пианист много лет концертирует, дает мастер-классы по всему миру, а многие его ученики – лауреаты национальных и международных конкурсов.
Творческий союз Олега Степанова и Натальи Власенко насыщен активной деятельностью. Они вместе выступают, записывают диски, а также стали учредителями и художественными руководителями самого крупного в Австралии национального конкурса – Конкурса пианистов им. Льва Власенко в Брисбене (The Lev Vlassenko Piano Competition).
В интервью музыканты рассказали о своем взгляде на исполнение музыки и о жизни в Австралии:
Чувствуете ли Вы музыку через визуальные образы?
Наталья Власенко: Конечно, но эти образы не совсем конкретны. Та музыка, которую я играла на концерте, сонаты Бетховена, не имеет программы. Общее состояние погруженности, очень интенсивной духовной и умственной работы, концентрации 0 это требует большого усилия. Что-то получается запланированным, а что-то – нет.
Олег Степанов: Я согласен с Натальей. И когда ты уже находишься на сцене, могут прийти какие-то новые, совершенно другие образы, которые не появлялись раньше.
Иногда музыканты особенно строги в выборе инструмента для своих выступлений. Какие у вас предпочтения в этом плане?
О. С.: Вы знаете, мне нравится Стэйнвей - это статусный бренд, который предлагает действительно очень хорошие рояли.
Н. В.: Мы были воспитаны так, что нужно уметь владеть любым инструментом, потому что человек, который гастролировал в молодости по Советскому союзу, знает, на чем иногда приходилось играть. Всегда хочется сделать что-то хорошее. Мне кажется, что если мысль и чувство – настоящие, их можно выразить на любом инструменте, за исключением, конечно, катастрофических случаев. Но мы выросли, как исполнители, вместе со Стэйнвей.
Есть ли у вас свой исполнительный девиз? Например, совет педагога, который вы запомнили на всю жизнь?
Н. В.: Это связано с отношением к искусству. Поскольку я – дочь Льва Николаевича Власенко, а Олег, как и я, тоже его ученик, мы многому научились именно у него. Для отца самым важным качеством музыки была духовность, содержательность. Я об этом всегда думаю, мне хочется, чтобы что-то трогало слушателя, подняло над обыденностью нашей жизни.
О. С.: Когда человек выходит на сцену, нужно что-то сказать, то, что выстрадано, перечувствовано. И хотя говорят много, но слушаем мы немногих. Каждый человек уникален, и если передается именно это, индивидуальное, то оно интересно.
Расскажите, пожалуйста, об австралийском музыкальном образовании, как оно устроено?
Н. В.: Мы живем там с 1992 года, оба преподаем и университетским студентам, и помладше. Мы пришли к выводу, что без такой ранней подготовки музыкантов, как в России, достичь того же уровня мастерства невозможно. В Австралии есть степени Бакалавра, Магистра и Доктора.
О. С.: Есть и ступень подготовки к консерватории, но такого начального музыкального образования, как в России, там нет.
А что вы скажете об австралийском менталитете? Что запомнилось, когда вы только начали там жить?
О. С.: Люди действительно толерантны, а сама Австралия – свободная страна, в разумных пределах, конечно.
Н. В.: А еще запомнилось, насколько австралийцы дружелюбны и улыбчивы. Приходишь в магазин – тебе улыбаются, спрашивают, как дела, и вы общаетесь друг с другом о жизни.
О. С.: Вообще, это замечательная страна. Воду можно пить прямо из-под крана, она чистая. Хотя есть, конечно, несколько проблем: опасное солнце, акулы и периодические засухи.
А как общаются ученики и преподаватели друг с другом?
Н. В.: На равных. Поначалу нас это шокировало, потому что в России это совершенно по-другому. Например, в первой год моего преподавания однажды студент пришел ко мне на урок босиком.
В Австралии ученики нас называют просто по имени. И, несмотря на то, что форма общения простая и непринужденная, это вовсе не означает, что тебя не уважают.
Каких австралийских композиторов вы советуете послушать?
О. С.: Мне нравится музыка Мириам Хайд (Miriam Hyde).
Н. В.: Но это более традиционный романтический стиль. А есть современный популярный композитор - Карл Вайн (Carl Vine). Он написал очень интересные фортепианные сонаты. Еще рекомендую Питера Скалторпа (Peter Sculthorpe).