Подробности, а также интервью с Ксенией Гамарис, первой скрипкой струнного квартета, выпускницей МССМШ им. Гнесиных – в материале Полины Полянской.
В программе вечера прозвучали «Охотничий» квартет Вольфганга Амадея Моцарта и фортепианный квинтет Дмитрия Шостаковича. Первое сочинение во многом связано со старшим коллегой Моцарта – Йозефом Гайдном. Именно ему посвящено это произведение, и оно несомненно написано под влиянием стиля старшего венского классика. Квинтет Шостаковича связан с именем другого гения прошлого, Иоганна Себастьяна Баха. Полифонические приемы насыщают музыку Шостаковича особым колоритом. Зрители от души благодарили музыкантов восторженными возгласами "браво!". Концерт стал доказательством того, что и классические опусы, и музыку ХХ столетия коллектив исполняет с присущим его репутации профессионализмом: тембры инструментов сливаются в единое целое, но соло звучат рельефно и органично вписываются в фактуру живой музыкальной ткани.
Около 3000 концертных программ, сыгранных в лучших залах России и западноевропейских странах – этот охват дает ясное представление о том, насколько значим ансамбль для национальной культуры нашей страны. Образованный 37 лет назад, он несколько раз расформировывался, но потом снова возрождался. Нынешний состав, за исключением одного музыканта, существует с 2012 года. Солистами стали высокопрофессиональные музыканты, лауреаты крупнейших российских и международных конкурсов. Среди них – заслуженный артист России виолончелист Владимир Шохов, единственный, кто выступает в коллективе еще с 1983 года, несмотря на замены остальных участников. Владимир Шохов – солист Сочинской филармонии, лауреат Всесоюзного конкурса струнных квартетов им. А. П. Бородина.
Начиная с 2012 года, художественным руководителем и исполнителем партии альта стал Сергей Цедрик – лауреат международных конкурсов, солист Сочинской филармонии. Благодаря ему ансамбль изо дня в день занимается активной творческой деятельностью и демонстрирует тот высокий профессионализм, с которым ассоциируется его название, вне зависимости от замен в составе.
Вторая скрипка квартета – уроженец Германии, лауреат международного конкурса камерных ансамблей «Краснодарская камерата» Алексей Петровский.
Заслуженная артистка Республики Южная Осетия, солистка Сочинской филармонии, пианистка Татьяна Баликоева выступала с ведущими коллективами города Сочи, среди которых – Камерный оркестр «Камерата», Сочинский симфонический оркестр, струнный квартет им. С. В. Рахманинова.
И, наконец, первая скрипка квартета – Ксения Гамарис, выпускница МССМШ им. Гнесиных. После окончания обучения ее жизнь складывается успешно: лауреат международных конкурсов, член благотворительных организаций, ее концертная деятельность охватывает страны Европы, Азии, Мексику и Россию. Одно из важнейших достижений Ксении – представление России от UNESCO в Австрии и Иордании. С 1997 года она является солисткой Московской государственной академической филармонии. В здании гнесинской школы на Знаменке после капитального ремонта Ксения оказалась впервые и согласилась дать небольшое интервью.
- Ксения, вы учились именно в этой школе, на Знаменке, верно? Совсем недавно это здание было открыто после капитального ремонта. Поделитесь своими впечатлениями?
- Если честно, ощущения просто потрясающие. Это старинное здание всегда было безумно красивым, но сейчас смотрится замечательно. Главное, насколько качественно, удобно и современно все сделано: новое оборудование для обучения детей, прекрасный зал, сцена и великолепный орган.
- Наверное, когда Вы только зашли в здание, сразу в памяти начали всплывать воспоминания?
- Первое, что я вспомнила – последний звонок. Мы с Региной Сергеевной Зозулей, классной руководительницей, танцевали, ставили театральные постановки.
- Чем-то еще тогда интересовались кроме музыки?
- До определенного возраста я интересовалась многим: и большим теннисом, и горными лыжами, и танцами, даже закончила танцевальную школу. А потом пришлось все отодвинуть на второй план и профессионально заняться музыкой.
- Ксения, вы учились в Гнесинке у великолепных педагогов – у Н.М. Фихтенгольц, Т.С. Беркуль. Некоторые советы преподавателей запоминаются музыкантам на всю жизнь и вдохновляют их. Есть ли в вашей жизни такой совет?
- Татьяна Семеновна Беркуль привила мне любовь к гаммам, каприсам, этюдам, то есть ко всему, что связано с настоящей исполнительской техникой.
- В конце прошлого года в СМИ довольно активно обсуждалась проблема музыкантов, работающих в Сочинской филармонии. Скажите, как сейчас обстоят дела?
- К сожалению, не очень хорошо. Скорее всего, мы перестанем работать с Сочинской филармонией. А может быть, это даже и к счастью: сейчас стоит вопрос о том, чтобы сделать наш квартет на бюджетной основе, как отдельную творческую единицу.
- Какие у Вас творческие планы на ближайшее будущее?
- Буквально послезавтра мне нужно ехать в Смоленск – у меня там сольный концерт со скрипачом Кареном Шахгельдяном. У нас очень необычная и интересная программа для двух скрипок. После того, как вернусь, через три недели улечу на концерт в Анталию. А дальше, естественно, тоже много планов: хотим в мае сделать квартетный фестиваль. Так что планов – масса!
Фото – Ксения Ермакова