Церемония вручения наград состоялась 16 февраля в Концертном зале Российской академии музыки имени Гнесиных. После торжественной части состоялся концерт, в котором участвовали лучшие ученики всех Гнесинских музыкальных учебных заведений.
– Аня, ты раньше знала, что есть такая премия?
Аня Рудакова:
– Да, я была в курсе по поводу награды, потому что в прошлом году ее получила моя хорошая знакомая Ульяна Живицкая. От нее я узнала о существовании этой премии и стала к ней стремиться.
– Ты решила, что она будет достойной ступенью твоей биографии?
– Да, именно так.
– Аня, ты уже являешься лауреатом нескольких конкурсов. Пожалуйста, назови их.
– Я – победитель конкурса В. Крайнева в Харькове, конкурса им. С. Рахманинова во Франкфурте, конкурса в Мариньяке (Франция), дипломант прошлогоднего Московского фестиваля романтической музыки, участник нескольких международных фестивалей – например, в Рейнгау. Все эти награды – за время обучения в МССМШ им. Гнесиных.
– Когда ты пришла учиться в Гнесинскую школу?
– В 2010 году, поступила в восьмой класс.
– Где ты училась до этого?
– Я окончила Детскую школу искусств города Сарова Нижегородской области.
– Ты, наверно, была там звездой?
– Я уже тогда участвовала во многих конкурсах и фестивалях, у меня было несколько лауреатств.
– Как тебе пришла мысль поехать именно в Гнесинку?
– Мы познакомились с Анной Федоровной…
Анна Федоровна Арзаманова:
– У меня в свое время был выпускник – Александр Шайкин. Он окончил Московскую консерваторию у Э. Вирсаладзе, аспирантуру, сейчас учится в консерватории Mozarteum в Зальцбурге. Сашина однокурсница попросила его договориться со мной, чтобы я прослушала Аню.
– Какие черты Вы отметили в этой девочке? Почему решили взять ее в свой класс?
– Меня привлек ее пытливый, не рассеивающийся Взгляд. Она ловила буквально каждое мое слово. Я увидела глаза человека, который пойдет до конца, не свернет с намеченной дороги, не отойдет в сторону. Я поняла, что здесь есть за что «ломать копья».
На этом прослушивании она выполнила максимальное количество из тех рекомендаций, которые я ей давала.
– Вы занимаетесь с Аней пять лет. Какие особенности ее профессионального роста, взросления Вы прежде всего отметите?
– Когда на первом прослушивании я попросила ее почитать с листа, то очень испугала ее этим. У нее совсем не было этого навыка. Но со временем она приобрела это умение, и сейчас мы с ней с листа играем в четыре руки симфонии Л. Бетховена. Она ориентируется в самой музыкальной сути, ее не страшит встреча с новым. В этом смысле она стала другим человеком.
Часто к нам в школу приходят поступать дети из разных музыкальных школ с годами «выдолбленной» программой. Это – тупиковый непрофессиональный путь. К счастью, Аня пошла не по нему.
В ученике важно наличие целого комплекса способностей. Кроме музыкальной одаренности, необходим также характер личности. В Ане есть тот стержень, который помогает ей преодолевать препятствия, встающие на пути любого профессионала. Она будет делать все, чтобы преодолеть их. И со временем препятствий становится все меньше.
Очень развилась ее музыкальная интуиция, стала более тонкой, самостоятельной. Ученические качества Ани меня восхищали всегда, но мне хотелось большего. Сейчас эти драгоценные моменты самостоятельного мышления растут и множатся.
Самостоятельность формируют в Ане и сами жизненные обстоятельства. Человек живет в Москве один; только в первый год ей помогала бабушка, потом она тяжело заболела, и Аня осталась одна. Она знает, как приготовить суп, как рассчитать денежные траты, как не заболеть или быстро вылечиться. В этом – ее отличие от многих домашних «обихоженных» детей.
Между нами есть нить человеческих теплых отношений, но в принципиальных моментах я решительно настаиваю на своем. Иногда даже жестко говорю ей, что ее самостоятельность переходит в упрямство и перестает быть конструктивной. Но это бывает очень редко.
– Мы хотим, чтобы воспитанники были не только учениками, но и учениками тоже…
– Безусловно. Я в этих случаях вспоминаю педагогические методы Николая Сергеевича Зверева – учителя Рахманинова и Скрябина. Он заставлял учеников делать не то, что хочется в данный момент, а то, что надо. И это приносило плоды.
– Как-то разговаривала с Аней и узнала, что она уговорила родителей во время отпуска съездить в музей Рахманинова в Каменке, в музей Чайковского в Воткинске. Для нее это было неизмеримо важнее отдыха…
– Да. Например, я не смогу назвать многих москвичей, которые бы так страстно стремились изучить старую Москву. Я даю ей почитать книги, потом мы их обсуждаем. Когда бываем на конкурсах в разных городах, обязательно посещаем музеи. В Казани пошли в местный университет, побывали в музее репрессированных студентов и педагогов, познакомились с фантастически интересным архивом. Аня – мой компаньон в этих вопросах. Я – инициатор, но она жадно и жарко подхватывает мои интересы и инициативы. Аня действительно не зря попала в Москву, в отличие от многих, кто приезжает «на ловлю счастья и чинов», но не ловят ни того, ни другого, город не знают и не любят. Аня в этом городе – свой человек.
Вместе с тем, Аня меня радует и своей огромной любовью к своей «малой Родине». Она рассказывает мне о родных местах – лесах, монастыре Серафима Саровского. В одном «кусочке» ее души помещен Саров, в другом теперь – Москва, и не только по адресу Знаменка, 12.
– Аня, а какие музыкальные стили, творчество каких композиторов тебе наиболее близко?
– Любимых композиторов назвать очень трудно – музыка разных эпохах представляет интерес для меня. Я очень люблю музыку Баха, но мне близка и музыка русских композиторов – Рахманинова, Чайковского, и европейских романтиков – Шопена, Листа. Когда Анна Федоровна дала мне произведение Мессиана, я вначале немного испугалась, для меня это было очень непривычно. Такого музыкального языка я раньше никогда не играла. Постепенно я начала понимать и находить логику в этой музыке.
Анна Федоровна:
– Надо сказать, это была одна из больших Аниных музыкантских удач. Она играла несколько труднейших пьес из цикла Мессиана «Ярави». Изучала новые приемы звукоизвлечения, особую звукопись, полифонию. Интересно было попытаться выразить и символические, культово-религиозные черты этой музыки.
До обучения в нашей школе Аня музыки ХХ века совсем не знала, она не помещалась в ее «репертуарном домике»; а у нас начала расширять свой музыкальный кругозор. Были у нас очень интересные встречи с музыкой импрессионистов – Аня играла «Эстампы» Дебюсси, Сонатину Равеля. Она исполняла Вторую, Третью сонаты Прокофьева, и даже еще гораздо более современные вещи – музыку английского композитора Ребекки Кларк, вокальный цикл Аниного однокурсника Степана Игнатьева.
Одним словом, я более-менее спокойно выпускаю ее из стен школы. Человек ориентируется в стилях, умеет «схватить» текст с листа.
– Аня, а тебе самой, помимо сольного исполнительства, какие музыкальные ипостаси еще интересны?
– Увлекает игра в камерных ансамблях. Например, этим летом, на фестивале камерной музыки в Бельгии, я участвовала в разных составах – играла в дуэте, квинтете.
Анна Федоровна:
– Когда Аня принесла мне буквально «обойму» нот, присланных ей руководством фестиваля, я поразилась. Для участия в фестивале весь этот камерный «пласт» надо было срочно освоить. Если бы такая ситуация произошла не этим летом, а пару лет назад, она бы это не осуществила. Сейчас она с этим справилась достойно.
Кто из учеников может уверенно рассчитывать исключительно на сольную карьеру? Игра в ансамбле коснется почти каждого исполнителя. Человек, который не владеет навыками быстрого освоения текста, не конкурентоспособен.
– Аня, а с оркестрами ты играла?
– Да. Третий концерт Бетховена с оркестром ВВ МВД, выступала также с Харьковским, Нижегородским оркестрами.
Анна Федоровна:
– Думаю, Ане не чужда и педагогическая стезя. Она проходит в моем классе педпрактику, помогает мне с некоторыми учениками. Аня – обстоятельная, упорядоченная, работящая. В дальнейшем она наберется еще большей культуры, опыта, это ей поможет.
– Аня, расскажи, пожалуйста, о своих дальнейших планах.
– Главная цель сейчас – поступление в Московскую консерваторию. Это – задача первостепенной важности, ответственный этап, который многое переменит в моей жизни.
– Какие произведения составят твою выпускную программу и программу поступления в консерваторию?
– Прелюдия и фуга Баха ми минор из II тома ХТК, I часть сонаты Бетховена № 21, этюд Шопена № 23.
Анна Федоровна:
– Чрезвычайно сложная прелюдия с фугой; мало кому из моих выпускников я могла бы дать такое трудное, быстрое полифоническое произведение. В условиях большой конкуретности при поступлении мне хотелось представить Аню в самом начале программы таким очень редко исполняемым произведением.
На выпускном экзамене будет также Рапсодия Рахманинова на тему Паганини. В основном своем направлении Рапсодия очень соответствует Аниному характеру. Аня – боец, и ее активная жизненная позиция соответствует тому главному направлению, которое есть в этом произведении. Я считаю, что это – удачный репертуарный выбор.
На первом этапе работы над Рапсодией было очень тяжело. Но Аня – именно тот человек, который не бросит свою ношу и дойдет до конца.
– Аня, ты, наверно, слышала много исполнений Рапсодии. Какой исполнитель тебе ближе?
– Мне очень нравится, как ее играет Михаил Плетнев. Вообще ценю его как пианиста; его исполнение Рапсодии я считаю ярким, интересным и очень индивидуальным.
– Аня, а какие черты Анны Федоровны как педагога ты в первую очередь могла бы отметить?
– Анна Федоровна – чуткий педагог и очень добрый человек. Она переживает за меня; мы с ней доверяем друг другу. Я с ней советуюсь и не по музыкальным вопросам, она всегда помогает.
– А в ее работе над музыкальным произведением на уроке – какие моменты для тебя особенно ценны и полезны?
– Анна Федоровна очень хорошо чувствует музыку и умеет подсказать, как добиться конкретного определенного звучания.
Анна Федоровна:
– С каждым учеником все индивидуально. Чем интереснее собеседник, чем больше он способен постичь, тем более разноплановые формулы можно ему преподать.
– Аня, когда ты поступишь, ты наверно не прекратишь приходить на консультации к Анне Федоровне?
– Конечно, обязательно.
Анна Федоровна:
– Обычно люди не сразу входят в консерваторскую самостоятельную жизнь; первые два года приходят часто, потом – несколько реже. Есть выпускники, которые, уже став мамами и папами, не перестают время от времени прослушиваться у меня, просят совета перед ответственными выступлениями.
– Аня, удачи тебе на выпускных и вступительных экзаменах!
Очень признательна вам за это интервью.
Беседу провела и записала Анна Занкова