Члены его семьи, друзья и ученики, некоторые из которых ради такого события преодолели не одну тысячу километров, собрались вместе и отметили дорогой их сердцам праздник. Подробности – в материале Полины Полянской.
Михаил Гарлицкий родился 15 января 1915 года в Днепропетровске. В 12 лет он уже был студентом Московской консерватории и стал одним из самых заметных и многообещающих учащихся. Дипломант первого Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей, он много выступал с сольными и симфоническими концертами, стал первым скрипачом квартета им. Чайковского, концертмейстером Государственного симфонического оркестра Союза ССР.
Гарлицкий сделал большой вклад в музыкальную педагогику. Он преподавал в Центральной музыкальной школе и в училище при Московской консерватории, в десятилетке и Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных. Михаил Аюбрамович создавал интересные ансамбли юных скрипачей, писал методические работы, редактировал музыкальные издания. Его пособие для начинающих скрипачей «Шаг за шагом» популярно и по сей день. По всему миру скрипачи продолжают и развивают творческие принципы Михаила Гарлицкого – уникального педагога и музыканта. В честь 100-летия со дня его рождения в школе имени Гнесиных помимо концерта были организованы три мастер-класса его учеников, известных скрипачей – Эмануэля Борока (США), Виктора Данченко (США) и Бориса Гарлицкого (Франция). Подробнее об этом можно прочитать здесь
Концерт стал роскошной кульминацией праздничных мероприятий и носил благотворительный характер – собранные в ходе него средства будут направлены на создание памятника З.И. Финкельштейну, первому директору «Гнесинской десятилетки».
Члены семьи и ученики Михаила Гарлицкого продемонстрировали невероятное искусство игры на скрипке. Виртуозные выступления музыкантов напоминали выходные арии главных героев итальянских опер, но техническое мастерство сочеталось с волнующими драматическими повествованиями, которые в свою очередь вызвали ассоциации с оперой XIX века. Такие ассоциации не случайны, ведь скрипку можно считать «примадонной» оркестра.
В первом отделении исполнители играли соло. Эмануэль Борок порадовал слушателей первой частью сонаты ор. 12 №1 Л. Бетховена, которого современники называли «гением Моцарта из гайдновских рук». Насыщенное бушующими чувствами Allegro из сонаты F-A-E А. Дитриха исполнил внук Михаила Гарлицкого – Даниил. Эта соната особенно интересна тем, что она написана коллективом авторов: М. Дитрихом (1-я часть), Р. Шуманом (2-я и 4-я части) и И. Брамсом (скерцо). Более того, композиторы, словно члены некоего тайного общества, зашифровали в каждой части мотив-символ F-A-E (Frei Aber Einsam – «Свободен, но одинок»).
Все первое отделение, включая и два последних номера (сочинения С. Прокофьева и М. Мошковского), исполненные дуэтом отца и сына – Борисом и Даниилом Гарлицкими, солистов сопровождала еще одна талантливая представительница музыкальной семьи – пианистка Елена Гарлицкая.
После антракта к солистам присоединился оркестр «Гнесинские виртуозы» под руководством Михаила Сергеевича Хохлова – коллектив, в репертуаре которого, по всей видимости, есть произведения на любой случай жизни. Борис Гарлицкий исполнил с оркестром ре-минорный скрипичный концерт Ф. Мендельсона, а Эмануэль Борок и Даниил Гарлицкий – Концерт для двух скрипок с оркестром ре минор И. С. Баха, прозвучавший в необычной для барочной музыки экспрессивной манере, но в традиционном сопровождении великолепного клавесина. Настоящим звуковым «фаер-шоу» стал Концерт для четырех скрипок с оркестром си минор А. Вивальди. Soli Бориса и Даниила Гарлицких, Эмануэля Борока и Виктора Данченко неудержимо «полыхали» и переплетались друг с другом, а зрители завороженно наблюдали за буйством скрипичной «стихии».
Фото: Полина Полянская