Идея проведения в школе подобного мероприятия нова и перспективна – содержательное пятичасовое занятие было целиком и полностью посвящено погружению в музыку одного стиля и жанра, трактовке исполнения произведений одного композитора. Мастер-курс был адресован учащимся и преподавателям детских музыкальных школ и средних специальных музыкальных учебных заведений. В своем занятии И.Н. Зимин опирался на собственный многолетний опыт изучения сюит с точки зрения исполнителя и преподавателя.
Во вступительной лекции Игорь Николаевич заметил, что существует множество различных мнений и способов исполнения баховских виолончельных сюит. Разные трактовки имеют те или иные преимущества, в большей или меньшей степени имеют права на существование. При этом, не всегда решение вопроса «Как играть эту музыку» сопровождается изучением вопроса «О чем играть». Исполнение виолончельных сюит невозможно без изучения круга образов композитора, его духовных сочинений.
Игорь Николаевич вспоминал, что до 18 лет не играл Баха, так как испытывал особый пиетет перед его творчеством, боязнь браться за эти произведения – несмотря на то, что он был подкован и оснащен в плане теории, потому что учился в училище одновременно по двум специальностям – виолончель и теория музыки. Лишь на IV курсе училища (в 1983–84 гг.), готовясь к поступлению в консерваторию, он стал играть сюиты, предварительно выучив виолончельную партию на рояле. В плане образного осмысления музыки Баха ему очень помогла монография М.С. Друскина. Автор советовал начинать осмысление творчества Баха с изучения Евангелия, с мысленного погружения в баховскую эпоху. Музыковед считал, что без изучения духовной музыки Баха не стоит прикасаться к исполнению его инструментальных произведений.
Бах был глубоко благочестивым человеком. Степень возвышенности его музыки, круг образов Баха приоткрылся для И.Н. Зимина при изучении «Страстей по Матфею». Для исполнения виолончельных сюит помогли, в частности, впечатления от теплоты, человечности, возвышенности арий. Качественное, вдумчивое исполнение невозможно без глубокого проникновения, «пропускания через сердце» творчества композитора, постоянного стремления к повышению общего уровня образованности.
На этапе музыкальной школы и среднего специального обучения обычно исполняют лишь отдельные части сюит. Однако ученику необходимо представлять всю сюиту целиком, понимать ее строение, ощущать разнохарактерность и контрастность ее частей, интеллектуально ее осознать.
Все виолончельные сюиты шестичастны. Неизменной основой каждой сюиты являются прелюдия, аллеманда, куранта, сарабанда и жига. В качестве пятой, предпоследней части, могут выступать - менуэт (сюиты № 1 и 2), бурре (сюиты № 3 и 4), гавот (сюиты № 5 и 6). В качестве исполняемых популярных танцев во времена Баха аллеманда, куранта, сарабанда и жига уже не существовали. Каждый танец у Баха имеет свои особенности. Аллеманда воплощает, как правило, состояние созерцательное, спокойное, тихое и сокровенное (за исключением драматичной аллеманды в сюите № 5). Куранта более активна. Ее роль и местоположение в цикле – это окончание первой трети сюиты.
Сарабанда – смысловой центр сюиты, с особой степенью возвышенности, тонкости, прозрачности. При исполнении сарабанды необходимо строгое и спокойное соблюдение метра, важно ощущать и передать его трехдольность, избежать торопливости. Неритмичная игра вызывает у исполнителя дискомфорт – вплоть до физического неудобства, нарушения дыхания.
При исполнении вставных номеров – менуэта, бурре, гавота – Зимин советует слушать оркестровые сюиты Баха, в которых эти танцы ярко и широко представлены. У каждого из танцев есть свои особенности; не следует исполнять бурре как гавот, и наоборот. Бурре – прыжковый танец, который исполнялся в сельской местности. Гавот, напротив – изящный, аристократический, изысканный и утонченный. Жига играет роль финала цикла; ее смысл должен быть ярко выявлен. В исполнении жиги важно выявить и подчеркнуть состояние радости, счастья, энергии и духовного жизнеутверждения. Необходимо следить за четким соблюдением ритма и пульса.
В работе над сюитами важен вопрос выбора редакции. В настоящее время существует много разнообразных редакций. Игорь Николаевич предпочитает и советует использовать факсимиле. Ко всем редакторским штрихам и оттенкам преподаватель советует относиться с большой осторожностью. Зимин вспомнил П. Казальса – великого интерпретатора музыки Баха, который не издавал своих редакций, не считал возможным письменно вносить свои коррективы. Редакции Казальса составили и зафиксировали позже на основе записей его мастер-классов, которые Игорь Николаевич рекомендовал смотреть всем собравшимся.
И.Н. Зимин в целом не является поклонником аутентичной манеры исполнения, хоть многие достижения этого направления являются очень ценными, и их можно включать в арсенал художественных приемов. Однако, не надо забывать, что за 300 лет сильно изменились условия исполнения музыки. Во времена Баха светская музыка звучала в гостиных, во дворцах. Один из первых залов был создан лишь современником Баха Г.Ф. Телеманом.
В вопросах исполнения украшений Зимин советует не забывать, что мелизмы существуют в определенном музыкальном контексте и подчиняются общему содержанию. Трели, морденты не должны превращаться в самоцель. Игорь Николаевич считает, что преподаватели среднего звена должны дать ученику универсальную базу, не вдаваясь излишне в подробности французской, немецкой и других исполнительских школ.
Работая над сюитами, необходимо учитывать эмоциональные особенности ученика. Не может быть раз и навсегда данных и неизменных решений и трактовок. Моменты исполнения могут меняться, варьироваться в конкретной ситуации, зависеть от состояния исполнителя, зала, публики и т.д.
Во время исполнения необходимо стремиться к преодолению различий между тембром звучания разных струн. Слушатели не должны понимать и заострять свое внимание на том, на какой струне в данный момент играет ученик. Очень важна работа над правой рукой – по мнению И.Н. Зимина, она может занимать 90 % времени. Полезно заниматься одной правой рукой, при этом играя без вибрации левой.
При работе над сюитами очень важны вопросы артикуляции. Необходимо стремиться к единообразному исполнению одинаковых длительностей – «ядро» исполнения четвертей, восьмых или шестнадцатых должно быть неизменным. От соблюдения этой основы во многом зависит грамотность исполнения.
Вопросы аппликатуры являются вторичными – необходимо выбрать ту аппликатуру, благодаря которой не нарушится фраза, не исказится содержание.
Основное внимание на мастер-курсе было уделено сюитам № 1 и 2 как наиболее часто исполняемым произведениям. Активными участниками были пять человек – учащиеся ДМШ им.М.М. Ипполитова-Иванова и МССМШ им. Гнесиных.
Мастер-курс Игоря Николаевича Зимина был очень полезным и произвел на собравшихся прекрасное впечатление. Преподаватели музыкальных школ вели конспекты, с нотами в руках заинтересованно следили за всеми подробностями процесса, активно задавали вопросы. Игорь Николаевич заверил, что у него готов материал еще на несколько мастер-курсов. Надеемся, что в дальнейшем подобные тематические сообщения, лекции и мастер-классы наших преподавателей, посвященные конкретным педагогическим вопросам, получат продолжение и развитие.
Материал подготовила А. Занкова