В день рождения всегда хочется подвести итоги, построить планы на будущее. Вашей школе исполнилось 67 лет, а «большой» Гнесинке и все 118. Какие итоги для себя подвели вы и какие планы наметили?
Итогов много. Я руковожу этим заведением почти 25 лет. Довольно многого удалось добиться. Но рассказать хотелось бы больше о будущем. Возможно, кому-то покажется, что наши планы скупы по объему информации, но они грандиозны по своему масштабу. Мы очень долго готовились и ждали того, когда вернемся в свое историческое здание на улице Знаменка. Оно долгое время реставрировалось и реконструировалось. Ведь речь идет о памятнике архитектуры. Этот период начался с момента приезда Юрия Михайловича Лужкова в нашу школу. Он тогда заметил, что уровень подготовки наших воспитанников просто несоизмерим с тем состоянием здания, в котором мы занимаемся. Вскоре после его визита вышло постановление о реконструкции и реставрации здания с присоединением новых площадей. Одновременно нам предоставлялось временное помещение в Гостином дворе, а затем и на улице Сретенка, где мы проводим занятия по сей день. С тех пор прошло уже 13 лет. И вот как раз в этом году должно произойти долгожданное возвращение в наш дом на Знаменке, который мы с любовью только так и называем. Надеюсь, что все требования, записанные в техническом задании обновленного здания, будут соблюдены и наша школа станет одной из самых современных и технически оснащенных в Российской Федерации.
Такой продолжительный период реконструкции и реставрации связан с техническими моментами, или сюда вмешались иные факторы?
2000-е годы – тяжелый период вообще для любых бюджетных организаций, а также сложное время для работ в области имущественных сделок и земельных участков, особенно в Москве. Возможно, что именно это стало причиной задержек, связанных с организационными вопросами. Все это повлияло настолько, насколько наш адрес приближен к центру города. Я вижу тут прямую зависимость, ведь такой лакомый для многих участок земли рядом с Кремлем привлекал внимание различных структур.
Каким образом удалось отстоять такое место? У вас действительно хотели его отобрать?
Возможно, я даже когда-нибудь выскажусь по этому поводу в виде некоего эссе под заголовком «Как я строил школу». Если серьезно, то действительно, вы правы, этот период был насыщен разными ситуациями, порой нас охватывало отчаяние. Казалось, что выхода уже нет и здание у нас отнимут. Тем не менее, каждый раз удавалось его отстоять. Может быть, нам помогает кто-то свыше. Возможно есть какое-то провидение, которое следит за тем, чтобы наша школа сохранилась на своем историческом месте, несмотря ни на что. Да, есть много примеров, как те, или иные учебные заведения внезапно меняли в силу разных обстоятельств свои насиженные годами места. Зачастую здания просто забирали.
Если я не ошибаюсь, Гнесинка ведь одна из немногих школ, которая продолжала работать даже во время Великой отечественной войны.
Все верно. В 1944 году советское правительство даже принимает решение о расширении нашего учебного заведения и строительстве нового корпуса на Поварской улице. Отношение к детищу, которое создавалось семьей Гнеиных, было не только благосклонным, но и дальновидным. Можно сказать, что именно 1944 год стал началом нового витка развития системы образования Гнесиных. Потому что именно в этом году были созданы институт имени Гнесиных и наша школа. Но появились они не на пустом месте, а путем реорганизации школы-семилетки и училища, ведущих свою историю еще с 1895 года. Но в итоге стали функционировать все четыре учебных заведения. И только три года назад училище вошло в состав высшего учебного заведения – Российской академии музыки имени Гнесиных. У нас же, согласно реорганизации художественных школ Москвы, произойдет соединение со школой-семилеткой в ближайшем будущем. То, что должно было случиться 67 лет назад, произойдет в 2013 году. И это второе важное для нас событие, которого мы ждем в наступившем году. У нас хороший контакт с руководством этой школы. Поскольку функционал и нашей школы и семилетки сохранится в полном объеме, мне кажется, этот шаг принесет только позитивные плоды.
А в чем плюсы подобного объединения?
Сегодня художественные школы Москвы соединяются по 6-10 школ в объединенные по территориальному признаку. Гнесинская семилетка, будучи присоединенной к нашей школе, избежит растворения среди других районных школ. Она сохранит свою историческую идентичность, как одна из старейших школ в столице. Одного этого фактора уже достаточно, чтобы говорить о положительном эффекте. Можно и сказать о том, что мы вместе сойдемся в так называемом творческом порыве. А в третьих, взаимодействие профессионального и дополнительного образования даст хороший эффект для укрепления творческого потенциала и развития перспектив тех детей, которые хотят связать свое будущее с музыкальной специальностью. Конечно, эта часть детей не такая большая. Порядка 8-10 процентов выпускников ДШИ продолжают заниматься искусством профессионально. Но каждый из этих детей в будущем может прославить нашу страну на весь мир.
Этот процент детишек, выбравших своей работой музыку, как-то изменился в последнее время?
Этот процент меняется в сторону уменьшения, к сожалению. Во-первых, возникают другие приоритеты в семье и траектории развития для подрастающего поколения. Появилось, с одной стороны, больше соблазнов, с другой, больше возможностей по сравнению с 70-ми годами. Конечно, дети, родившиеся в 90-е, сильно отличаются. И родители стали другие и их образ мыслей. Именно приоритеты, которые складываются в семье, влияют на выбор пути дальнейшего развития ребенка. Если ценностные и духовные приоритеты в обществе падают, то падает и интерес к творческим профессиям.
Сегодня все чаще стали появляться высказывания в прессе некоторых представителей культуры и искусства о том, что в нашей стране наметился духовный подъем. Вы разделяете подобную точку зрения? Заметно ли это по вашим ученикам и их родителям?
Духовность – это очень сложная материя, и нет приборов, которые могли бы ее измерить. Но мне кажется, что все-таки пока стоит говорить о первостепенных потребностях человека. Это вопросы жизнеобеспечения и безопасности. Человек хочет накормить семью и чувствовать себя в безопасности. Дальше уже идут потребности, связанные с развитием и образованием. Духовным развитием в том числе. Если страна движется вперед, становится экономически сильнее, то естественным образом и в обществе появляется больше потребности в образовании, творчестве. Все это взаимосвязано, как мне кажется. Что касается положения дел в нашей стране, есть ощущение, что экономика понемногу, но идет все-таки вверх и приблизилась к докризисному уровню. До кризиса можно было четко говорить, что интерес к духовности и образованию растет. Его отражал такой показатель, как число посещений музеев, концертов и прочих культурных мероприятий. Сегодня же я лишь выскажу осторожный оптимизм. Но воспитание детей и подрастающего поколения в меньшей степени зависит от динамики изменения экономической конъюнктуры. Кризис ушел и пришел, а ментальность, отношение к детям, созданию семьи – вещи более фундаментальные и они боле стабильны. Поэтому о возрождении духовности, мне кажется, говорить пока все-таки рано. Нужно еще многое сделать в образовании для того, чтобы общество смогло переосмыслить свое отношение к тому, что является творчеством и насколько оно важно. Если мы действительно не хотим стагнации, а желаем стране мощного скачка в развитии, то во всех структурах нам потребуются творческие люди. Такие люди будут решать вопросы не только в культуре, но и в секторах экономики, финансов и развития инфраструктуры. После того, как эти вопросы перейдут в сферу управления творческих людей, мы сможем говорить о прорыве в развитии.
Эти творческие люди в том числе и ваши воспитанники?
К сожалению, пока воспитание творчеством происходит не в общеобразовательной школе. Человек, которого воспитывают на музыкальных примерах, совершенно не обязательно сам будет музыкантом, но механизмы принятия решений и понимания истинных ценностей, способности их определить, безусловно, сыграют роль в любой отрасли знания, которую выберет себе человек.
Сегодня всевозможные электронные гаджеты уже настолько глубоко вошли в нашу жизнь, что обойтись без них уже мы не можем. Все чаще используют их и в занятиях музыкой. Допустимы ли они в классическом музыкальном образовании?
Привлечение новых музыкальных образовательных технологий – это необходимый, важный и нужный процесс. Я знаю, что существуют определенные мнения о том, что это негативно сказывается на развитии человека. Но мы должны правильно оценивать это явление в нашей жизни. К примеру, мы уже не представляем свою жизнь без мобильного телефона. Могли мы предположить подобное еще 15 лет назад? Современные технологии – существенный двигатель развития не только экономики, но и социального сектора, и даже ценностного. Никто в ближайшие годы не откажется от этих технологий. Общество не перестанет пользоваться интернетом. Образование без интернета вообще немыслимо. Следующий шаг – дистанционное образование. Как может без интернета ребенок на дальнем Востоке получить мастер класс Юрия Башмета? Сегодня это можно сделать для всей страны, посадив мастера перед камерой и распространить видео по всему миру. Поэтому голоса тех, кто ратует за избавление людей от современных технологий, просто вредны. Тот, кто считает, что компьютер убивает ребенка, хочет сохранить его здоровье, но сделать свое чадо недоразвитым. А вред пусть измеряют специальные службы и рекомендуют нам варианты защиты. Поэтому я за то, чтобы современные технологии были внедрены, а взрослые сделали их безопасными и научили детей правильно ими пользоваться.
А как быть с вредными сайтами?
Оградить ребенка от вредных сайтов в интернете можно с помощью ценностей, воспитав его правильно. Через те же самые средства связи и возможности, которые предоставляет другая часть интернета. В свое время и некоторые книги также не были направлены на правильное воспитание, что же теперь, не учить людей читать?.
Бытует мнение, что с каждым годом в вашей школе ужесточаются критерии отбора из-за роста желающих у вас учиться.
Нет, я бы так не сказал.
Каким критерием должен соответствовать ребенок, чтобы вы его взяли учиться?
В первую очередь ребенок должен быть талантлив. По моим наблюдениям, количество талантливых детей во все годы примерно одинаково. Видимо, природа в этом смысле более разумна, чем мы могли бы предположить. Другое дело, что не всегда удается распознать у ребенка талант. Педагогам это сделать проще. Родителям сложнее. Некоторые из них не в состоянии следить за своими детьми. Приходится работать и на ребенка не остается времени. Часто ими вообще никто не занимается. Этот момент опять же переходит в область стабильности общества, его экономического состояния. Те детишки, которые проводят со своими родителями больше времени, имеют больше шансов быть самореализованными. Это взаимосвязано. Для любого творческого человека очень важно себя правильно оценить. Это позволяет себя уверенно чувствовать в обществе, фантазировать, мечтать…
Беседовал: Александр Кленин