Летом 2015 года наши преподаватели отдела струнных инструментов Елена Ивановна Озол (альт) и Людмила Викторовна Кружкова (виолончель) продолжали активную педагогическую деятельность – они ездили в г. Сочи и работали в Образовательном центре «Сириус», созданном Фондом «Талант и успех» на базе олимпийской инфраструктуры по инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина.
Деятельность Центра осуществляется при поддержке и координации Министерства науки и образования РФ, Министерства спорта РФ и Министерства культуры РФ.
Каждая смена была посвящена определенной группе инструментов – в первую смену, в июне, были духовики, в третью – в августе – пианисты. Наши преподаватели приняли участие во второй музыкальной смене (июль), которая была отдана исключительно струнникам (в ней были представлены все струнные инструменты, кроме арфы). Предлагаем вашему внимание беседу с Еленой Ивановной и Людмилой Викторовной.
– Откуда приехали дети – участники мастер-классов?
Елена Ивановна:
– Москва была представлена фрагментарно – из нашей школы была альтистка Люба Лазарева, моя ученица, которая на альте занимается один год. Приехала одна девочка из ЦМШ. Остальные были из разных мест России. У устроителей центра была идея привлечь одаренных детей из разных уголков нашей страны, не только из городов, но из сел и деревень, чтобы они получили возможность, которой пока были лишены в жизни – позаниматься с хорошими педагогами, с профессорами из Москвы. Все было для детей – они получили колоссальные возможности для роста.
– Какого возраста были ваши ученики?
Елена Ивановна:
– До 16 лет.
– Какой уровень игры на инструментах был у этих детей?
Людмила Викторовна:
– Скажем откровенно – уровень разный, но в основном не очень высокий, хоть это были лучшие в своих школах ребята. Они проходили отбор по телемосту. Среди них была, например, Диана Череда – девочка из г. Невинномысск Ставропольского края. Последний год она вообще занималась в классе педагога по скрипке, потому что преподаватель виолончели уехал из города. Диана была в «Сириусе», а сейчас поступила и продолжит обучение уже в нашей школе, в моем классе.
Большая проблема заключается в том, что в основном дети играют на плохих инструментах. Например, приехала девочка с маленькими ручками, но с огромной виолончелью – в ее городе другой не нашлось, и ребенок играл на той, которую дали.
Елена Ивановна:
– Дети получили уникальную возможность – 24 дня позаниматься с лучшими профессионалами. Многие приехали с четкой целью – постигнуть мастерство, получить максимум из наших уроков. Они сами просили как можно подробнее позаниматься гаммами, постановкой рук, звукоизвлечением, разными технологическими вопросами. Мы заложили основы, дали ребятам правильное направление. Некоторые ребята «впитывали» в себя, как губка, были ориентированы исключительно на специальность, несмотря на то, что им был предоставлен огромный выбор разных развлечений, экскурсий и других «отвлекающих моментов».
Людмила Викторовна:
– Все, касающееся музыки и занятий, им было очень интересно. Например, я давала им посмотреть видеоролики выступлений моих школьных учеников, которые я иногда делаю в учебных целях. Ребят впечатлил и восхитил уровень наших учеников; они спрашивали, как можно поступить в нашу школу.
Елена Ивановна:
– За три с небольшим недели с ребятами произошли удивительные изменения – они постепенно буквально расцветали. Поначалу они пребывали в растерянности – на них навалилась масса новых впечатлений. К концу смены они стали уже показывать профессиональный уровень.
Утром ребята занимались специальностью – она была у них через день. День между уроками по специальности был посвящен самостоятельным занятиям – для них был отделен целый этаж корпуса.
После обеда у ребят был оркестр; репетиции под руководством Валентина Урюпина длились часа по четыре. Кроме того, у них были занятия камерным ансамблем с Сергеем Ломовским – многие впервые в жизни участвовали в струнных квартетах, квинтетах. Под руководством Татьяны Самуил самые продвинутые ученики даже выучили и сыграли октет Мендельсона.
Незабываемые творческие встречи с ребятами провели композитор Александр Чайковский, саксофонист Игорь Бутман, виолончелист Клаудио Боорхес.
Процесс привел к кульминации в последние дни, когда Юрий Абрамович Башмет провел для альтистов прекрасный пятичасовой мастер-класс, несколько оркестровых репетиций, а также заключительный концерт со струнным оркестром, составленным исключительно из участников «Сириуса».
Людмила Викторовна:
– Жизнь у ребят была самая насыщенная – помимо музыки, с ними занимались английским языком, словесностью; регулярно проходили разнообразные лекции.
Уникальность проекта состоит в том, что вместе собрались дети разных направлений – искусство (музыка и хореография), спорт, наука. Участники разных направлений общались друг с другом – например, физики приходили на наши концерты, а мы, в свою очередь, посетили интереснейшую лекцию «Физика для всех». Для ребят были организованы занятия танцами – например, их научили танцевать вальс. Им была предоставлена уникальная библиотека, для них были открыты бассейны, тренажерные залы, теннисные корты. Музыканты могли видеть, как «до седьмого пота» тренируются футболисты, растягивают мышцы балетные танцоры, как проходят занятия керлингом.
В «Сириус» приезжали знаменитые спортсмены – Мария Бутырская, Александр Горшков; они проводили свои мастер-классы в Дворцах ледового спорта. Мы побывали на ледовом спектакле «Кармен», в котором выступали наши олимпийские чемпионы – Татьяна Навка, Роман Костомаров, Алексей Ягудин.
Ребят водили в Сочи-парк, где они катались на аттракционах; а в один из дней всех нас возили на олимпийские объекты. Мы катались на канатных дорогах, смотрели, где проходили олимпийские соревнования.
Елена Ивановна:
– Со времени олимпиады уже прошло полтора года, но олимпийский дух там жив до сих пор. На стадионе «Фишт» по вечерам играет классическая музыка, рядом с ним работает прекрасный музыкальный фонтан. Там собирается по вечерам огромное количество народа. Гигантские толщи воды взлетают ввысь и падают, сверкают, подсвечиваются разными цветами под музыку Глинки, Чайковского. Мы заметили, что именно русская музыка больше всего соответствовала этому зрелищу. Мы стояли у фонтана как завороженные; слезы наворачивались от этой величественной картины. Душа поет при виде такой красоты, проникается патриотизмом, обогащается незабываемыми впечатлениями.
– Вы занимались с учениками произведениями, которые Вы им выбрали, или тем, что у них уже было в репертуаре?
Елена Ивановна:
–По-разному. Одна девочка «уперто» играла то, что она уже выучила ранее, а другие дети просили выучить с ними новое. С моей ученицей Любой мы заодно подготовили там программу будущего школьного технического зачета – гаммы и этюды. Но и другие дети, которые не привыкли к нашему ритму работы, втянулись и выучили новую программу.
Людмила Викторовна:
– На первом концерте, который проходил 6 июля, когда мы только недавно приехали, дети играли произведения, выученные ранее. А в конце смены – уже новую программу. Концертмейстеры были местные – из сочинского музыкального училища.
– Как была составлена программа заключительного концерта?
Елена Ивановна:
– Она была очень разнообразной, яркой, в ней было много миниатюр – например, «Полет шмеля». Ю. Башмет то дирижировал детским оркестром, то брал в руки альт и солировал, а за дирижерский пульт вставал В. Урюпин. То, что дети к концу смены составили настоящий слаженный оркестр, было настоящим чудом! Дети музицировали со знаменитыми музыкантами. Завершился концерт торжественным вручением детям дипломов, а педагогам – благодарностей.
Мы очень привязались к нашим воспитанникам, некоторые из них даже плакали при прощании.
– Планируется ли продолжение проекта?
Елена Ивановна:
– Судя по всему – да. Недавно в «Сириусе» побывал В.В. Путин, посмотрел работу всех направлений. Прекрасное впечатление от «Сириуса» сложилось у Ю. Башмета.
К третьей смене были закуплены новые рояли; обогащение музыкального инструментария также убеждает нас, что проект будет иметь развитие. Центр будет работать не только летом, но круглый год. Туда будут приезжать ребята из разных уголков России.
Надо отметить также прекрасную организацию проекта. Не было ни одной «накладки» со встречей и передвижениями участников, репетиции были расписаны поминутно. Никто никому не мешал, хоть одновременно в Центре пребывало около 800 детей и педагогов. Были предоставлены прекрасные возможности для занятий, для отдыха после уроков. Мгновенно доставлялось все, что нам требовалось для работы – от карандашей и ластиков до пультов. На любую нашу просьбу было немедленное реагирование.
Людмила Викторовна:
– Надо отметить также потрясающее оснащение, богатейшие нотные ресурсы – любой человек мог найти на компьютере и распечатать любые ноты.
Очень надежной была система безопасности – дети могли выходить за территорию только в сопровождении взрослого. При выезде на олимпийские объекты с нами всегда была охрана.
У нас осталось ощущение прекрасного результата от работы.
– Желаю вам туда еще вернуться и «зажечь» новые звезды, подобные ярчайшей звезде ночного неба Сириусу!
Людмила Викторовна:
– Мы и сами хотели бы этого. Надеемся, что Центр будет продолжать свою работу, помогать профессиональному самоопределению и становлению детей независимо от их места жительства, социального положения и финансовых возможностей их семей; будет и дальше обогащать наше подрастающее поколение!
Беседу провела и записала А. Занкова