«Musica Mundi» - международный музыкальный курс и фестиваль камерной музыки для молодых талантов 10-18 лет. Курс открыт для тех, кто играет на скрипке, альте, виолончели, контрабасе, фортепиано и кларнете. Фестиваль помогает юным музыкантам совершенствовать свое мастерство под руководством высокопрофессиональных исполнителей. Среди участников «Musica Mundi» блистают имена Максима Венгерова, Стивена Иссерлиса, Вадим Репина, Гидона Кремера и других звезд мировой сцены.
В этом году от МССМШ на фестиваль отправились Иван Пшеничников (виолончель, II курс, преп. – В. К. Тонха), Ярослав Ульянов (альт, III курс, преп. – Е. И. Озол), Андрей Юргенсон (кларнет, II курс, преп. – И. Ф. Оленчик), Ильдар Саубанов (фортепиано, III курс, преп. – М. С. Хохлов) и Алина Воробьева (кларнет, II курс, преп. – И. П. Мозговенко).
Ребята, расскажите в целом о поездке на фестиваль «Musica Mundi»?
Ярослав: Это фестиваль камерной музыки в Бельгии, он длился 2 недели. Мы с Алиной ездили туда во второй раз. В этом году была очень сложная программа, на нее давалось немного времени. С понедельника по четверг мы учили произведения с педагогами, а в пятницу проходило прослушивание на концерты. Было два типа концертов в рамках фестиваля – открытый студенческий, куда могли прийти все желающие, и частный – для спонсоров. Второй концерт проходил на ферме в Голландии.
Алина: Я оба раза с удовольствием съездила на этот фестиваль. Было очень интересно, причем здорово, что нас слушали педагоги и пианистов, и струнников – и все давали свои советы. Мне бы туда хотелось еще ездить и ездить, потому что это каждый раз приносит только позитивные эмоции.
Был ли какой-то совет, который особенно запомнился и помог?
Алина: Один педагог виолончелист сказал мне, что звук кларнета должен быть такой же живой, как у струнного инструмента, с вибрато.
Андрей: Когда мы уже готовились к экзамену-концерту, тренировались, как выходить на сцену, педагог сказал мне: «Андрей, ты очень угрюмый. Выходи на сцену, улыбаясь!» Не знаю, насколько мне удалось последовать его совету, но я теперь буду активно над этим работать.
Каков был объем репертуара?
Андрей: 5 ансамблей и 2 произведения в оркестре.
Алина: Произведения зачастую проигрывались полностью, но разными составами, то есть один коллектив играет, например, первые части сочинения, а другой – последние.
Ильдар: На гала-концерте мы, пианисты, играли 12 «Венгерских танцев» Брамса. В зале был выключен свет, мы сели по 4 человека за каждый из пяти роялей и по очереди играли танцы, а луч прожектора переключался, освещая конкретный звучащий инструмент.
Где именно проходили концерты?
Алина: В отеле Шато Дю Лак.
Андрей: Шато Дю Лак – это замок на озере, там очень красиво. Там есть отличный зал с роялем, а за сценой – искусственный водопад.
Расскажите о своих наставниках.
Андрей: Николас Караско – потрясающий педагог родом из Чили. Ему 24, сейчас учится в Филадельфии. В прошлом году он ездил на фестиваль, как студент, а в этом – уже в качестве преподавателя.
Алина: Поэтому он как-то был с нами больше «на одной волне».
Сколько в этом году было участников фестиваля?
Андрей: 69 участников из 36 стран. Официальный возраст участников – до 18 лет, но там были и люди старше. На гала-концерте выступала удивительная 8-летняя девочка, скрипачка, которая играла 2-й концерт Венявского!
Успели как-то отдохнуть, посмотреть Бельгию?
Андрей: Очень часто эта работа воспринималась, как отдых. Концерты были очень полезны и интересны.
Алина: Жизнь была очень насыщенной. Мы слышали Репина, Венгерова, Коробейникова…
Андрей: Кроме того, мы ездили в аквапарк..
Алина: …И на то место, где была битва при Ватерлоо.
Ярослав: Жили мы недалеко от Брюсселя, один раз нас отвозили туда на экскурсию. В этом году мы с Алиной и некоторыми другими ребятами погуляли по Брюсселю еще и в первый день поездки, но уже самостоятельно, договорившись с организаторами.
Что вам дала поездка в творческом плане?
Ильдар: Все было прекрасно, на высшем уровне. Две недели пролетели слишком быстро.
Андрей: Мы познакомились с прекрасными исполнителями и музыкой. Было продуктивно и в профессиональном, и в культурном плане – все-таки, это люди из разных стран, с разными традициями и манерами исполнения музыки.
Ярослав: Отличный опыт в исполнении камерной музыки. Я поиграл замечательные произведения, которые, наверное, даже в консерватории не дали бы для программы.
Надеюсь, что еще встречусь в будущем с педагогами, которые работали с нами во время фестиваля. У каждого ансамбля был свой наставник. Помимо этого, каждый день у нас были индивидуальные занятия по специальности. В прошлом году мне преподавал замечательный альтист Александр Земцов – выпускник нашей школы, он учился у Елены Ивановны Озол. В этом году моими педагогами были альтисты Джейм Амадор из «Гарлем Квартет» и Мэттью Хантер из Берлинской филармонии.
Алина: Еще каждый день мы посещали концерты фестиваля в качестве слушателей.
Ребята, спасибо за интервью, желаем вам дальнейших успехов!
Фотографии и видео мероприятий можно посмотреть на официальном сайте фестиваля: http://www.musicalpix.com/mm15/