14 октября на ВДНХ в павильоне № 75 стартует Третья международная специализированная выставка «denkmal, Москва», посвященная сохранению, реставрации и популяризации культурного наследия.
Накануне открытия выставки, посвященной сохранению объектов культурного наследия, «ВМ» отправилась посмотреть, как удалось реализовать один из таких проектов, в Музыкальную школу имени Гнесиных.
Реконструкция уникального памятника архитектуры XVIII–XIX веков на Знаменке, 12, завершилась несколько месяцев назад.
Гнесинка, как и любая другая музыкальная школа, встречает многоголосием разных инструментов. Школа каждым предметом интерьера, освещением и даже, казалось бы, самой неприметной деталью — вывеской напоминает старинную усадьбу. Даже фамилия основательниц учебного заведения около директорского кабинета написана на старинный манер — через «ять».
— Мне кажется, школа похожа на усадьбу из «Войны и мира», — говорит Екатерина Ростовцева, мама пятиклашки-трубача Саши. — Это нравится и мне, и ребенку, это его воспитывает, здесь дети не пишут на стенах и не портят парты, внутренняя культура не позволяет.
Строители фактически воссоздали школу по оригинальным чертежам, вернув ей исторический облик. О возрождении легендарной Гнесинки рассказывает, устроив экскурсию по школе, ее директор Михаил Хохлов.
— Особенность реставрации здания — в детальном восстановлении, — начал он экскурсию. — Окна воссоздали в точности, до проектировки шпингалетов, как в XIX веке. Воссоздан цвет стен, каждый оттенок соответствует тому, который был в том столетии.
Стены в классах спроектировали как звукоизоляционные, и теперь долгие упражнения в гаммах не отвлекают музыкантов от репетиций. Каждый зал музыкального учреждения — часть истории, вписавшейся в современность.
— Здесь проходит обсуждение экзаменов, конкурсов, заседание комиссий, — директор распахнул двери в фойе актового концертного зала. — Вы видите уникальный рояль, таких всего три в России. Он позволяет по интернету связаться с такими же инструментами в любой точке планеты.
Актовый зал — огромный, с органом, напомнил одновременно и костел, и консерваторию. Под ногами — «художественный паркет» (узоры и рисунки, до миллиметра повторяющие старинные, собирались мастерами вручную), а главное украшение — немецкий духовой орган, раньше его в усадьбе не было. Проблему низкого потолка решили монтажом кессонов, бьющих хорошую акустическую волну, на это особо обратил внимание директор. Словно в продолжение его слов со сцены полилась музыка: выпускница школы исполнила арию на арфе, заполняя все пространство стремительной, будоражащей душу мелодией.
Гнесинка не единственный удачный проект. Москва в течение последних пяти лет не только строится, но и реконструируется. Сергей Собянин принципиально изменил вектор градостроительной политики, акцентировав внимание на сохранении памятников архитектуры, истории и искусства. С 2011 по 2015 год полностью завершена реставрация 541 объекта культурного наследия, а финансирование работ по сравнению с 2010-м выросло почти в 3,5 раза.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Алексей Емельянов, глава Департамента культурного наследия Москвы:
- В 2015 году после ремонта обрели новое дыхание и стали жемчужинами реставрационного дела исторические здания на улицах Варварка, Новая Басманная, Пятницкая, в Лиховом переулке. Колоссальная работа проведена на входной группе Центрального парка культуры и отдыха имени Горького.
Текст: Наталья Беликова. Фото: Антон Гердо
Источник: газета "Вечерняя Москва", 12 октября 2015. Подробнее...