Кристофер, как Вы думаете, может ли каждый человек обнаружить для себя нечто близкое и важное в музыке Баха?
Его музыка действует на людей по-разному. Кого-то может привлекать музыкальная тема, кого-то – концепция, качество ее воплощения. Я часто исполняю его сочинения и заметил, что Бах, как никто другой, оказывает на слушателей благоприятное воздействие.
Думаю, одна из главных причин того, что его творчество получило признание во всем мире, заключается в синтетичности стиля композитора. В нем неожиданным образом сочетаются влияния раннего итальянского Ренессанса, французского классицизма, раннего барокко северной Германии.
Стоит ли слушателю всегда готовиться к концертам классической музыки, то есть знакомиться с историей произведений, особенностями стилей и эпох?
Да, это не может навредить. Чем лучше ты информирован – об истории, стиле, культуре и так далее, тем больше ты ценишь музыку.
Как Вы оцениваете успешность Ваших концертов?
По обратной связи. Мне важно не услышать «Все было хорошо» или «Здесь можно было сделать так…», а побудить людей задавать мне вопросы, которые могут иметь и не иметь отношение к моему выступлению. Иногда меня спрашивают о том, что никак не связано с музыкой. Не знаю, может быть, это потому, что я – пастор, или потому что благодаря музыке человек задумался о чем-то глубоко его волнующем. Она может повести наши мысли по совершенно непредсказуемому пути – например, объединить общими стремлениями незнакомых людей.
Скажите, Вы волнуетесь перед выступлениями?
Раньше я чувствовал стресс, но игра на инструменте как раз помогала мне расслабиться. Теперь я гораздо более спокоен, и если не уверен полностью в готовности к выступлению, то дополнительно повторяю программу в течение 30-60 минут и делаю перерыв около 20 минут перед выходом на сцену. В это время я, как правило, разговариваю с кем-нибудь и смотрю на заполняющийся зрительный зал.
Что Вы думаете об ошибках? Как к ним относиться?
Бывают неточности. Если их очень много, значит, нужно больше заниматься. Но ошибки – это необязательно следствие плохой подготовки. Они могут появиться неожиданно, их нужно принять и импровизировать. С помощью импровизации каждая ошибка может превратиться в нечто прекрасное и помогает нам расти.
Какие 3 совета Вы дали бы учащимся нашей школы для развития навыка импровизации?
Рад, что Вы задали этот вопрос и назвали именно число «3». Их у меня как раз три. Во-первых, повторение – даже если вы сыграли что-то невпопад, повторите это. Так вы освободитесь от страха ошибиться и поймете, что только сам импровизатор придумывает правила. Во-вторых, варьирование – мажорная или минорная гаммы, разные ритмы и так далее. И в-третьих, контраст – например, чередуйте диатонику и хроматику.
Кристофер, что Вы скажете по поводу нашего нового органа?
Это приятный инструмент с очень деликатным звучанием.