Осенью 2020 года на отделении «Музыкальное звукооператорское мастерство» началась работа над большим проектом: «Gnessin Glatter Götz», или «3G». О проекте, его реализации и о том, что важно в профессии рассказал преподаватель МССМШ им. Гнесиных, известный мастер академической звукорежиссуры Александр Волков.
«В школе уникальная ситуация – на сцене концертного зала стоит натуральный духовой орган, сделанный по заказу специально для школы немецкой фирмой «Glatter Götz». Когда появилось отделение звукорежиссуры, возникла мысль записать звучание этого инструмента, даже попробовать осуществить такой органный проект, в котором все участники – и исполнители, и звукорежиссеры – наши студенты. Мы хотели, чтобы это была не одна, а серия записей, которые в результате могли бы оформиться в виде полноценного компакт-диска. Как мы предполагаем, такой диск мог бы положить начало собственного лейбла школы «Gnessin Records».
Мы решили начать с обсуждения с преподавателем органа Марией Черепановой возможного репертуара, используемого в учебной работе, и остановились на органных произведениях Феликса Мендельсона: Шесть сонат и Allegro.
Слушать Mendelssohn Sonata N1 Mov 1 Allegro Moderato E Serioso
Слушать Mendelssohn Sonata N1 Mov 2 Adagio
При кажущейся простоте, орган – достаточно сложный инструмент для записи. Есть целый ряд требований, которые должны соблюдаться. Много десятилетий, практически с самого начала появления звукозаписи, существует традиция – орган на записи должен быть узнаваем. То есть учитывается не только индивидуальность каждого инструмента, но и место, в котором орган установлен. Чтобы этого добиться, нужно, чтобы звукорежиссер хорошо знал этот орган, понимал, где можно оставить звучание как есть, а что нужно «приукрасить». Важно вмешиваться в акустику зала так, чтобы инструмент не потерял свое «лицо».
Слушать Mendelssohn Sonata N1 Mov 3 Andante RecitНад проектом работала студентка 3 курса отделения «Звукооператорское мастерство» Елизавета Спирина. Среди исполнителей были студенты школы и выпускники – нынешние студенты Московской консерватории. Проект в работе: этапы записи и предварительного монтажа прошли, сейчас находимся в процессе общения с исполнителями и их педагогами – они выражают свои пожелания, что им хотелось бы услышать в результате, затем дальнейшая правка монтажа продолжится.
Мне кажется, уже можно сказать, что проект удался, основная его часть в стадии завершения. Уверен, что это начинание необходимо продолжать. Я мечтаю о том, чтобы студенты отделения «Музыкальное звукооператорское мастерство» и студенты исполнительских отделений больше общались между собой, обменивались идеями, а, создавая творческие проекты, представляли их реализацию, планировали рабочий процесс.
Дружеское взаимодействие ребят разных профессий, но занимающихся одним делом, принесет огромную пользу и тем, и другим, как в практическом, так и в профессиональном плане, стимулирует новые интересные идеи, повлияет на будущую карьеру.
Всегда получалось так, что звукорежиссерами становились уже сложившиеся музыканты. Несмотря на то, что до настоящего времени в нашей школе не было звукорежиссерского направления обучения, тем не менее среди ее прежних выпускников-инструменталистов есть и звукорежиссеры. И когда мы начинали, у меня были некие сомнения – стоит ли студентов так рано учить этой профессии. Ведь важно не то, чтобы мы научились нажимать на кнопки и крутить ручки на пульте. Все нюансы возникают в процессе общения звукорежиссера с исполнителем. Именно это самое сложное.
Важно, чтобы звукорежиссер и исполнитель оказались как минимум на одном уровне. Единственный человек на записи, который слышит это так, как потом будут слушать миллионы слушателей – звукорежиссер. В связи с этим у него должен быть и музыкантский опыт, и вкус. Более того, этот человек еще должен уметь объяснять музыкантам – как сделать так, чтобы стало хорошо. Сказать о том, что была фальшивая нота – может кто угодно. Наша задача сделать из них музыкантов в широком смысле этого слова. Обычные занятия – работу над записью, монтажом, сведением, мастерингом – надо сочетать с передачей им большого круга знаний, позволяющего развиваться как музыкантам. Я всегда говорю студентам: «Ребята, если есть возможность где-то поиграть, не упускайте ее. Есть возможность пообщаться с музыкантами – общайтесь. Наберетесь и опыта, и знаний». Эта профессия – не техническая. Наш инструмент лишь частично состоит из железок, частично из дерева (стены и потолки студии), частично из воздуха...
Предстоит точнее сформулировать подход к обучению, обозначить приоритеты, пути развития – мы в поиске… Но мы же только начали эту работу… Время покажет».